Отчего Сталин запретил использовать большие гражданские самолёты

Отчего Сталин запретил использовать большие гражданские самолёты

В американском военном плане «Дропшот» (1949), в части, где анализировалось развитие военного потенциала СССР, отмечалось:

«К 1957 году оружия транспортной авиации гражданского воздушного флота и сил дальнего действия пополнятся ИЛ-12, ИЛ-18, ТУ-70 и другими средствами увеличенной мощности».

В пятилетнем плане экономического развития СССР на 1946-1950 гг. предусматривалось создание и вступление в эксплуатацию новых гражданских самолётов ИЛ-12 для авиалиний средней протяжённости, а также поршневых четырёхмоторных лайнеров ИЛ-18 и ТУ-70 для дальних магистралей.

После брани во всём мире стали быстро расти объёмы воздушных пассажирских перевозок. В США и Великобритании начали эксплуатироваться четырёхмоторные DC-4 Bristol Britannia, транспортировавшие через Атлантический океан до 133 пассажиров.

Первоначальное решение советского руководства на создание вместительных дальних транспортных аэропланов отвечало мировой тенденции. Кроме того, осуществление этого плана позволяло повысить транспортную связность большой края, что было важно и в военно-стратегическом плане.

Первые послевоенные ИЛ-18 и ТУ-70

17 августа 1946 года совершил первый испытательный полёт лайнер ИЛ-18. Оснащённый четырьмя поршневыми двигателями, он развивал крейсерскую скорость 450 км/ч и мог без дозаправки транспортировать 60 пассажиров на дальность 4000 км. А 27 ноября 1946 года впервые поднялся в воздух самолёт ТУ-70. Он рассчитывался на транспортирование 72 пассажиров с крейсерской скоростью 560 км/ч на расстояние до 5000 км.

Принципиальным новшеством в обеих моделях было наличие герметичного салона, что позволяло совершать полёты на вышине 5-6 км.

В разработке самолётов максимально учитывался опыт дальнебомбардировочной авиации Второй мировой войны и новейшие зарубежные аналоги. Так, ТУ-70 был, в основных чертах, переделанным в штатский самолёт вариантом дальнего бомбардировщика ТУ-4. А тот, в свою очередь, представлял собой «пиратскую» копию американской «летающей крепости» В-29.

На испытаниях не стало без происшествий. Тем не менее, 3 августа 1947 года опытный экземпляр ИЛ-18 был продемонстрирован на воздушном параде в честь Дня Авиации в Тушино, где его увидали руководители страны и тысячи советских граждан. Там четырёхмоторный ИЛ-18 прошёл во главе колонны также новеньких двухмоторных пассажирских ИЛ-12.

Однако Сталин сделал выбор в прок ТУ-70. В июне 1948 года Совет Министров СССР принял постановление о запуске в серию двадцати самолётов ТУ-70. Их намечалось выпускать в трёх вариантах: правительственном (салон «люкс»), для международных линий (салоны, как мы бы сейчас сказали, бизнес-класса и эконом-класса – всеобщей вместимостью до 48 пассажиров) и для внутренних линий (два салона эконом-класса – 72 посадочных места). Однако к их строительству так и не приступили.

Многоопытные образцы ИЛ-18 и ТУ-70 до середины 1950-х годов участвовали в разных испытаниях, после чего были разобраны на металлолом.

Свидетельство Новожилова

Есть легенда, автором которой является преемник Сергея Ильюшина по руководству его конструкторским бюро, Генрих Новожилов. Он говорил в одном из кинофильмов, будто после показа ИЛ-18 на воздушном параде Ильюшина вызвал к себе Сталин и сказал:

— Я не рекомендую Вам продолжать работу над этим аэропланом. Любая катастрофа такого самолёта станет огромной трагедией для государства.

Нужно заметить, что эксплуатировавшиеся у нас тогда ЛИ-2 (лицензионная снимок американского DC-3), американский С-47 и только что запущенный в серию новенький ИЛ-12 перевозили максимум 28-32 пассажира. Новые четырёхмоторные лайнеры планировались вдвое вящей вместимости.

Однако, как мы видели, Сталин дал добро конкуренту Ильюшина – ТУ-70, хотя позже и его строительство тоже заморозил. Эти типы самолётов могли бы использоваться не как гражданские, а как военно-транспортные, что было важно в условиях подготовки СССР к Третьей мировой брани. Тут уже катастрофы не могли иметь морального значения: на войне как на войне. В чём причина отказа?

Боязнь катастрофы и отсутствие пассажиропотоков

Прежде итого, как думает большинство знатоков истории гражданской авиации, новым ИЛ и ТУ было бы в то время – конец 1940—начало 1950-х гг. – ещё некого возить на вящие расстояния. Транспортные потоки в СССР не имели такой интенсивности, чтобы вместительные четырёхмоторные воздушные лайнеры могли себя экономически обелить.

Однако не следует полностью игнорировать и свидетельство Новожилова. Новые большие пассажирские самолёты стали бы в известном смысле символом воздушной мощи СССР. И авария любого из них могла слабо отразиться не только на моральном обаянии, но и на оценке военно-экономических способностей СССР делать сложную современную технику.

Над Сталиным могло мощно довлеть воспоминание о катастрофе в 1935 году широко разрекламированного самолёта «Максим Горький». Тогда погибло 49 человек.

Надёжность тогдашних советских аэропланов и наземных служб обеспечения их полётов оставляла желать много лучшего. Так, в один день 5 ноября 1946 года в зоне аэропорта Внуково было потеряно сразу три самолёта (два ЛИ-2 и один С-47). При этом погибло в общей сложности 19 человек из 57 бывших на бортах.

Надо заметить, что новые лайнеры (и новые моторы) также ещё не были достаточно надёжны. Так, незадолго до показа ИЛ-18 в Тушино, 25 июля 1947 года на аэроплане во время испытаний разрушился один из двигателей. ТУ-70 был вынужден резко прервать один из полётов из-за отказа систем, свершил вынужденную жёсткую посадку, после чего долго ремонтировался.

Видимо, все эти факторы в совокупности и сыграли свою роль в решительном отказе Сталина от больших пассажирских самолётов.

Кроме того, в то время в отечественной авиации ещё не был накоплен опыт эксплуатации аэропланов с герметичной кабиной. Чуть позже на английских реактивных «De Havilland Comet» внезапная разгерметизация стала причиной нескольких крушений. В свете этого решение об отказе запуска ИЛ-18 и ТУ-70 в серию можно даже назвать прозорливым.

Наработки тех лет не пропали зря. Так, в 1957 году в атмосфера впервые поднялся новый вариант четырёхмоторного ИЛ-18 – уже с турбовинтовыми двигателями. На протяжении более чем пятнадцати лет он оставался основным аэропланом советской гражданской авиации. К тому времени уже значительно большее число советских людей могло позволить себе «роскошь» воздушного странствия.

Вам также может понравиться