Отчего в дореволюционной России негативно относились у татуировкам, и Как Дракон появился на теле Николая II
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Отчего в дореволюционной России негативно относились у татуировкам, и Как Дракон появился на теле Николая II

Татуировка была и остается дискусионной темой в контексте изобразительного нательного искусства. Кто-то называет наличие подкожных рисунков антиэстетикой, другие ассоциируют татуировки с долей тюремной субкультуры. Но есть и те, кто закладывает расходы на оплату тату-сервиса в регулярный бюджет. Вопрос не во вкусах и оценках, а в исторических фактах. В различные периоды татуировка менялась от каторжной к дворянской. В какой-то момент вводить краску под кожу запрещалось религиозными канонами. А уже сквозь время внушительная татуировка украшала тело самого русского императора.

Неподтвержденные свидетельства о татуированных русах

Отчего в дореволюционной России негативно относились у татуировкам, и Как Дракон появился на теле Николая II
«Адамова башка» Анненкова. /Фото: pbs.twimg.com

Достоверно установленных фактов традиционного украшения тел татуировками в среде славянских племён нет. В некоторых ключах приводится единственное свидетельство в виде заметок некоего арабского путешественника по имени Ибн Фадлан. В 921—922 годах он якобы посещал Волжскую Булгарию. Тогда, по его же утверждениям, чужеземец и повстречал торговцев-русов, оставив заметки. В частности, он утверждал, что люди эти от шеи до кончиков пальцев состояли из накожных изображений в виде деревьев, природных тел, звериных.

Информация, конечно, наталкивает на размышления, но автор не уточняет, что видел именно татуировки, а не просто рисунки. Да и, по мнению отдельных историков, детали и виражи повествования Ибн Фадлана подают повод усомниться, что речь именно о славянах Древней Руси. Не прослеживается в письменных источниках славянских тату-традиций и в более запоздалые периоды.

Приход татуировки в Россию с клеймением

Отчего в дореволюционной России негативно относились у татуировкам, и Как Дракон появился на теле Николая II
Орудия клеймения. /Фото: novate.ru

Что-то отдалённо схожее с татуировками наметилось в России лишь с приходом 18 столетия. С этого времени особенно распространенным становится клеймение арестованных преступников. Когда-то это делалось предельно просто: металлическое тавро раскалялось до красноты, и на открытом участке человеческого тела выжигались определенные знаки или слова (подобно тавро на скотине).

С новоиспеченным веком процесс модернизировался. Специально изготавливалась деревянная пластина, на которую в определенном порядке устанавливались иглы. Такой незамысловатый прибор накладывался на осужденного, после чего вытекал резкий удар кулаком или молотком для нанесения человеку углубленной раны. В получившиеся отверстия втирался чёрный порох, какой оставался под зажившим кожным покровом. Таким нехитрым способом преступники обзавелись первыми своеобразными татуировками. Но штамповались не лишь воры и убийцы.

В 1712-м Петр I приказал накладывать крестоподобное клеймо рекрутам на верхние конечности, чтобы на случай дезертирства их можно было опознать. Как правило, крест располагался в основании большенного пальца левой руки. Такое клеймение практиковалось до 20-х годов 18 века, вызывая негативные реакции среди народонаселения. Православные верующие расценивали этот ритуал как “антихристову печать”.

Роль моряков в распространении тату-культуры

Отчего в дореволюционной России негативно относились у татуировкам, и Как Дракон появился на теле Николая II
Моряцкие тату. /Фото: tattootoday.org

В 18 столетье европейские христианские миссионеры направлялись в дальние уголки планеты прививать собственную веру «диким» племенам. На память о заморских странствиях моряки обзаводились в племенных социумах татуировками. Свою лепту в расцвет искусства татуировок в европейских странах внес капитан Дж. Кук. По возвращении из очередного далекого плавания, моряк привез с Таити как сам нарицательный термин «tattow», так и «Великого Омаи», которым являлся сплошь татуированный таитянин. Весьма скоро этот необычный для европейского глаза человек стал сенсацией, являясь поистине живой тату-галереей. Наступил момент, когда ни одно популярное понятие, бродячий цирк или ярмарка не обходились без программы с участием «татуированных дикарей».

Тон, заданный императорским двором 20 века

Отчего в дореволюционной России негативно относились у татуировкам, и Как Дракон появился на теле Николая II
Татуировки красноармейцев в Штатскую войну. /Фото: i.pinimg.com

В 19 веке стихийности набирает мода на татуировки среди прогрессивной знати. Наиболее показательно будет припомнить выбитого дракона Николая II, которого он не только не скрывал, но и намеренно выставлял на обозрение. Татуировка появилась на теле Николая в 1891 году в ходе странствия в Японию в ранге принца. О японских татуировщиках будущий император прочитал в туристическом гиде, тут же попросив свести его с местными искусниками. Уже через сутки прибывший из Нагасаки тату-художник нанес на правое предплечье российского цесаревича рисунок. Процесс не останавливался на протяжении семи часов. А за десятилетие до этого вылитый дракон в японской поездке появился на теле короля Георга V – как близнеца похожего на последнего русского монарха его двоюродного брата.

Еще вящего охвата татуировка достигла с приходом в Россию Гражданской войны. Сам по себе характер войны заставлял людей максимально радикально выражать свои идеи. Среди красноармейских бойцов популярным сделалось изображение на левой руке пятиконечной звезды, как нового символа новой советской республики. Массовое использование звездного мотива объяснялось не лишь идеологической составляющей в духе времени, но и простотой исполнения. Набить незамысловатый контур представлялось возможным даже новичку. Немало сложной в плане техники нанесения была татуировка, изображающая всадника в буденовке, с саблей в одной руке и большим алым знаменем с гербом РСФСР в другой.

Рисунки на коже военнослужащие делали, что называется, на ходу, отдыхая между схватками. Были и поверья о фарте определенных символов в бою. Так, по убеждения солдат удачу в бою приносили изображения подков и икон. Бытовала в армейской тату-культуре наколка «Адамова башка» – метафоричное изображение черепа с перекрещенными через него костями. Причем, этот символ пользовался спросом у противника большевиков. Так, находясь на территории Китая «адамову голову» нанес на себя известный генерал из белых Борис Анненков. Череп с костями сделался символом итого его подразделения.

Современные знаменитости также очень любят татуировки. Вот только некоторые из них их прячут, не желая делать достоянием гласности.

>