По завершенье революции жизнь перевернулась не только в провластных кругах. Началось тотальное искоренение многовековых традиций при одновременном внедрении совсем новых коммунистических порядков. Советская эпоха и сегодня звучит в именах, названиях улиц, районов и городов. И некоторые из уместных в тот этап устоев видятся сегодня диковинными.
Новые имена советских детей и замысловатые аббревиатуры
Имена образовывались аббревиатурным образом. /Фото: cf.ppt-online.org
Рожденных в новое советское время детей теперь называли странными, на взгляд современного человека, именами. Самую пространную почву для подобных новоявлений предлагали авторитетные вожди, революционные деятели и герои из народа. Атмосферные имена, как правило, составлялись по первым литерам имени-фамилии, из нескольких фамилий, а иногда это был сокращенный лозунг или отражение достижений советского общества. Так в СССР появились Марлены (Маркс+Ленин), Нинели (Ленин в возвратном прочтении), Лениоры (ЛЕНин И Октябрьская Революция) и даже Луиджи, расшифрованное новой культурой как «Ленин Умер Идеи ЖИвы».
Имя Ким славило коммунистическую интернациональную молодежь, а под Вектором подразумевался лозунг «ВЕликий Коммунизм ТОРржествует». Подобным образом сформировался ряд имен: Красарм (в честь Красной армии), Ренат(а) (составляющие – РЕволюция, НАука, Труд), Ревдит (дитя революции) и конечно же Гертруда, славящее героев труда. Достижения советских наук отражали имена Электрификация, Дрезина, Тракторина, Элина (электрификация с индустриализацией). Именовали детей и названиями открытых химэлементов и минералов: Вольфрам, Радий, Гелий.
Человек человеку – товарищ
Коллектив ставился превыше семейства. /Фото: my-ussr.ru
Революция упразднила все сословно-классовые законы. Приказом под номером один было отменено даже почетное обращение к армейским офицерам. Вместо привычных царскорежимных показались совершенно новые звания, знаки отличия и награды. До февральских событий никто не знал о Герое Соцтруда, передовике производства, стахановце. Газетные передовицы отныне провозглашали человеком с большенный буквы неутомимых тружеников шахтера Стаханова, доярку Нилову, трактористку Ангелину.
Еще недавно привычные обращения «барыня»/«барышня» и их мужские соответствия свелись к целому для всех «товарищ». Эта традиция долгое время высмеивалась из-за рубежа эмигрантами из интеллигенции. Новояз революционной эпохи, изобилующий нововведениями и аббревиатурами, размашисто отразился в литературном наследии. Пожалуй, одним из ярчайших произведений в этом контексте является булгаковское «Собачье сердце». Первое слово основного героя Шарикова «абырвалг» являлось ничем иным, как искаженным «Главрыба».
Отказ от религиозных выходных и революционные праздники
Торжественная Москва, конец 1920-х. /Фото: citifox.ru
В царской России воскресенье всегда было официальным выходным. Но уже весной 1929-го большевики утвердили пятидневку — рабочую неделю с одним, пятым по счету, днем на передышка. А спустя два года республиканские учреждения и предприятия (за исключением обслуживающих) перевели на шестидневку. Независимо от дней недели вводились целые для всех выходные – 6, 12, 18, 24, 30 числа месяца. Так добились упразднения неугодного воскресенья, ассоциируемого с христианскими традициями выходного, а совместно с ним и от нерабочей в мусульманской среде пятницы.
Важной вехой воспитания социалистического духа в обществе стал новый календарь торжественных дат. На смену привычным религиозным пришли революционные праздники. Первым и главным стал, конечно же, День Великой Октябрьской социалистической революции, помечаемый 7 ноября. Следом за этим днем шли Первомай, посвященный солидарности трудящихся, женский день 8 марта. Политической окраски был лишен лишь Новый год. Но и здесь были свои нюансы: со второй половины 20-х под запрет попала новогодняя елка. Эта традиция связывалась с рождественскими мотивами, что в новоиспеченном обществе было неприемлемо.
Почитаемые на государственном уровне даты сопровождались новой формой празднования – массовыми шествиями с транспарантами, флагами, знаменами и портретами вождей. Эти мероприятия демонстрировали поддержку коммунистической партии и страны в целом простым народом. Празднование годовщин Октябрьской революции дополнительно сопровождалось военными парадами. Длинные колонны военной техники и марширующих армий напоминали о военной мощи и победной силе Советского государства. С начала 30-х в праздничные выходные на Красной площади в Москве устраивались спортивные театрализованные зрелища. Одним из самых массовых было понятие «Если завтра война».
Новый характер семейных праздников и советский досуг
Октябрины и революционные крестные. /Фото: im.kommersant.ru
После установления в России воли Советов изменился характер и семейных мероприятий. В 1925 году традиционное заключение брака в виде венчания сменилось официальной церемониалом в ЗАГСе. Свадебным маршем выступал «Интернационал», а в качестве первого подарка брачующимся от государства был «Капитал» К. Маркса. Обряд крещения был заменен так именуемыми октябринами, которые называли еще звездинами или красными крестинами. Посвящение новорожденных Христу попало под запрет, а альтернативой выступило посвящение Октябрьской революции с пятиконечной звездой вместо креста. Понятие семейства уступило новоявленному коллективу, который воспитывал человека будущего, общее возвышалось над частным, а жизнь каждого гражданина регламентировалась соответственными организациями.
Досуг нового советского человека проходил в рабочих клубах, парках культуры и отдыха. В 1928-м был открыт московский парк имени Максима Горестного, а вместе с ним и аллея ударников соцтруда, где были установлены бюсты лучших рабочих столичных заводов. В 1936-м здесь же показалась внушительная статуя «Девушка с веслом», многочисленные копии которой позже появлялись по всей стране. По легенде, моделью ваятеля стала простая спортсменка Вера Волошина, студентка института физкультуры в Москве.
Вместе с тем постреволюционные настроения в обществе складывались под мощным влиянием пропаганды. Так, красные комиссарши долгое время определяли моду и нравы социалистического общества.