Прослушать новинка Остановить прослушивание
Wikimedia Commons 3 сентября 1925 года в США потерпел крушение «Шенандоа», один из крупнейших жестких дирижаблей того поре. Попав в зону грозы, он развалился на несколько частей и рухнул на землю. Погибли 14 членов команды, 29 человек выжили. До прибытия военных на пункте катастрофы орудовали мародеры.
В начале XX века США обладали монополией на использование гелия. В 1918 году в Форт-Ворче был построен завод, способный изготавливать 1400 кубометров этого газа в сутки. Согласно опыту Первой мировой войны, боевой дирижабль мог контролировать в полете пространство шириной 96 км. Потому управляемые аэростаты сочли эффективным средством для разведки. В 1919-м конгресс США выделил финансирование на постройку дирижаблей и базы.
За основу конструкции был взят немецкий дирижабль L-49. Разработка американского воздухоплавательного аппарата завязалась в 1921 году, а в 1923-м первый образец был готов к эксплуатации. Изначально его предполагалось заполнить водородом, но бюро аэронавтики рекомендовало применить неопасный гелий. Этот дирижабль получил название «Шенандоа» — «Дочь звезд» в переводе с одного из индейских языков.
Кое-какое время «Шенандоа» был единственным в мире гелиевым воздушным судном.
Впервые аэростат получил сильные повреждения, находясь у причальной мачты. Шквалистый вихрь оторвал стыковочный узел и испортил носовую часть судна. Были разорваны в клочья два носовых баллона. Утечка гелия из передних поврежденных баллонов повлекла за собой мощный крен на нос. Чтобы выровнять дифферент, члены команды перешли в хвостовую часть. Общими усилиями дирижабль удалось избавить.
После починки «Шенандоа» совершил ряд исследовательских и демонстрационных полетов. Летом 1924 года он вместе с поисковыми кораблями флота участвовал в маневрах, а затем – в двух походах с линкором «Техас». Для возобновления резервов топлива, продовольствия и боезапаса на нефтяном танкере «Патока» установили причальную мачту для дирижабля с двумя вращающимися вокруг нее стальными стрелами длиной по 25 м.
Первоначальный удачный опыт стыковки «Шенандоа» с кораблем был осуществлен 8 августа 1924 года. Отныне дирижабль мог сутками находиться на службе, восполняя резервы без возвращения на базу. Это позволило в октябре совершить первый в истории полет через Северную Америку: «Шенандоа» сделал рейс в Калифорнию, а оттуда в штат Вашингтон. В 1925 году дирижабль продолжил выполнять агентурные задачи.
«Шенандоа» и еще три жестких дирижабля базировались на военном аэродроме Лейкхерст в штате Нью-Джерси, где для них были построены специальные ангары. Тут проходили исследования и испытания аэростатов. 2 сентября 1925 года «Шенандоа» вылетел на Средний Запад. Это был рекламный рейс: планировалось визит ярмарок в разных городах. Требовалось подготовить общество к возможности строительства большой флотилии дирижаблей. Кроме того, в Дирборне команда желала провести испытания новой причальной мачты.
Ранним утром 3 сентября, во время своего 57-го полета, «Шенандоа» попал в грозовой фронт и пояс турбулентности над штатом Огайо.
В книге Валерия Обуховича «История воздухоплавания» приводятся следующие подробности трагедии: «В 4:23 утра на вышине около 750 м дирижабль попал в мощный восходящий воздушный поток. Была отдана команда на полное отклонение руля вышины «на спуск». При этом дирижабль получил отрицательный дифферент 18. Тем не менее, набор высоты продолжался со скоростью, достигавшей моментами 1,5 м/с. В 4:30 «Шенандоа» достиг вышины 950 м. Подъем прекратился. В течение шести минут дирижабль шел на такой высоте. Двигатели были переведены на максимальный порядок. Однако вскоре после этого двигатель №2 остановился. В 4:36 дирижабль опять начал набирать высоту, при этом скорость ее комплекта в отдельные моменты достигала 5 м/с».
Через 10 минут «Шенандоа» находился на высоте 1850 м. Подъем сопровождался выпуском газа сквозь клапаны. Это привело к перетяжелению аэростата. После прекращения подъема он начал быстро снижаться. Во избежание катастрофы команда взялась сбрасывать за борт весь водяной балласт.
На высоте 900 м «Шенандоа» стабилизировался. Однако через две минуты вновь был подхвачен мощным восходящим потоком. Предугадывая, что после нового подъема дирижабль опять начнет снижаться, командир воздушного судна Захари Лэнсдаун отдал команду приготовиться к сбросу баков с горючим и тяжкого оборудования. В этот момент раздался треск и начали отделяться кабина управления с частью каркаса и моторные гондолы.
Мощный поток воздуха нарушил давление в газовых баллонах и буквально разорвал дирижабль на части.
Распавшись на несколько фрагментов, летательный аппарат рухнул на холмы близ Колдуэлла. Погибли 14 членов экипажа, вводя капитана Лэнсдауна. Выжили 29 человек. Им посчастливилось оказаться на различных частях дирижабля, смягчивших удар о землю. Останки «Шенандоа» бывальщины разбросаны на территории в несколько километров. Носовая часть кормы повисла на деревьях. Вместе с аэростатом погиб весь накопленный гелий. 50 тысяч кубометров газа растеклись по атмосфере.
При расследовании катастрофы были выдвинуты несколько версий случившегося. Согласно одной из них, к трагедии привели решения Лэнсдауна в процессе пилотирования. Также отмечалась недостаточная прочность корпуса. Конструкция не вынесла напряжения, возникшего при воздействии на дирижабль мощного вертикального воздушного потока. Выяснилось, что командир категорически протестовал против вылета из-за нехороших погодных условий. Однако он сумел лишь на время отложить полет: руководители проекта стремились разрекламировать технологию дирижабля и обелить его огромную стоимость перед налогоплательщиками. Одной из вероятных причин аварии назвали снятие восьми из 18 предохранительных клапанов для лучшего сохранения гелия.
Крушение «Шенандоа» спровоцировало крупнейший случай мародерства.
В течение пяти часов на пункт аварии прибыли более 1000 местных жителей. Они стремились снять с корпуса дирижабля и унести с собой все, что было вероятно. Были разграблены и личные вещи погибших членов команды. До прибытия военных мародеры успели скрутить газовые ячеи стоимостью в несколько тысяч долларов каждая. Забрали даже судовой журнал и барограф — самопишущий прибор для непрерывной фиксации смыслов атмосферного давления. Без этих данных установить точную причину катастрофы экспертам так и не удалось.
Дело приняло такой виток, что фермер, на земле которого валялась часть обломков дирижабля, начал собирать с посетителей плату в размере одного доллара (возле $14 по современному курсу) за въезд на место крушения и 25 центов за проход пешего любителя сувениров. В последующие дни сотрудники Министерства юстиции отправились по домам мародеров, чтобы забрать награбленное. Собственность вывозили на четырех грузовиках. Среди прочего госслужащие вернули кепку погибшего капитана Лэнсдауна.
А его не найденное тогда перстень было случайно обнаружено в 1937 году неподалеку от места катастрофы.
Гибель «Шенандоа» привела к изменению правил эксплуатации дирижаблей. Положительное внимание теперь уделяли метеорологическим сводкам. Кабины управления стали встраивать в корпус, а не подвешивать на тросах, как раньше. Кроме того, повысили мощность двигателей.
Катастрофа негативно повлияла на изначальное желание военных оснастить американский флот дирижаблями. И все же проект не свертели.