Портрет Ленина почти сто лет скрывал изображение Николая II
Кусок холста еще в семидесятых оторвали заигравшиеся ученики. Почти век эта труд украшала актовый зал старейшей петербургской школы № 206. Но инцидент решили замять. Три года назад реставраторам Русского музея отдали на экспертизу фрагмент портрета Владимира Ильича Ленина. Прореху задрапировали, а фрагмент картины хранили в школьном музее до 2013 года.
Искусствоведы, которым принесли оторванную часть холста, увидали, что на обратной стороне портрета Ильича сквозь черную краску отчетливо проступает изображение мужского сапога…
ЦАРСКАЯ РАМА
Но преподаватель Петроградской трудовой школы № 23, до революции именуемой Петровским коммерческим училищем, Владислав Измайлович размышлял иначе. В 1917 году началась история большевистской России. Имперское прошлое стало неугодным, идеологически вредным и даже подлежащим уничтожению. И раз, рискуя не только репутацией, но и свободой, он отважился спасти портрет Николая II.
Художник понимал, что этому произведению искусства новоиспеченную власть не пережить, поэтому замазал черной гуашью изображение последнего российского императора. Работа его коллеги Ильи Галкина прежде стояла в большенный позолоченной раме и являлась главным украшением актового зала школы.
В таком виде картина лежала в одном из кабинетов, пока в 1924 году Измайловичу не устроился заказ на посмертный портрет Ленина.
Вождя пролетариата он изобразил в полный рост на фоне Петропавловской крепости и Исаакия. Художник написал полотно за считанные месяцы. Вместо нового холста Измайлович использовал обратную сторону замазанного портрета императора.
Худсовет зачислил работу. Полотно решили установить в актовом зале трудовой школы на том самом месте, где прежде стоял портрет Николая Романова.
Владиславу Измайловичу под новоиспеченную картину даже отдали раму, которая прежде обрамляла изображение последнего российского монарха. Правда с нее предусмотрительно сбросили царские атрибуты – скипетр, державу и корону.
Портрет Ленина так и стоял на специальном постаменте целых 95 лет. Школа за это пора несколько раз меняла название, но одно оставалось неизменным – портрет Ильича в царской раме.
И, возможно, картина находилась бы там и по сей день, если бы не баловство школьников, какие повредили нижнюю часть портрета, где была нарисована обувь Ленина. Юных вандалов, кстати, тогда так и не нашли.
Тогда мы разрешили отдать картину в Русский музей для экспертизы. – То, что происходило дальше, я называю мистикой, – признается заведующая музеем истории школы № 206 Светлана Пасынкова. – В 2013-м, в год трехсотлетия дома Романовых, наши выпускники вдруг припомнили, что с другой стороны оторванного сорок лет назад кусочка холста они увидели мужской сапог, хотя Владимир Ильич на полотну был в туфлях.
ИМПЕРАТОР В ЧЕРНОЙ КРАСКЕ
Картину просветили ультракрасным светом, и стало ясно: на другой стороне – портрет Николая II, написанный Ильей Галкиным и почитавшийся утерянным.
Благодаря этому образ Николая II сохранился в идеальном состоянии. – Владислав Измайлович совершил нравственный подвиг, сохранив портрет императора в те годы, когда царскую семейство ненавидели, – уверена Светлана Пасынкова. – Он, сильно рискуя, замазал портрет Николая Романова специальной смывающейся краской и на возвратной стороне полотна нарисовал Ленина.
Стало ясно, что изображение царя пережило немало испытаний и чудом уцелело. Труд шла три года. Например, на полотне обнаружили следы штыков. Восстановить утерянный портрет последнего императора поручили реставраторам Академии имени Штиглица.
За ходом трудов все время следила реставрационная комиссия, состоявшая из экспертов Эрмитажа и Русского музея. Чтобы одновременно восстановить и сохранить обе полотна, руководителю реставрации преподавателю академии Татьяне Поцелуевой и трем ее студенткам пришлось поломать голову.
По тому, как тщательно загрунтован холст, видать, что Илья Галкин – художник классической школы, – рассказывает реставратор. – А Измайлович писал Ленина быстро, используя мотивы популярного портрета вождя руки Исаака Бродского. – Портрет императора написан 1896-м, в год коронации, скорее всего, с натуры. Чтобы не навредить полотну Галкина, Измайлович даже не стал повторно грунтовать холст с обратной стороны.
Увидеть его можно будет 30 ноября в академии в рамках V Интернационального культурного форума. Для двусторонней картины разработали специальную раму. После реставрации вновь обретенный портрет готовы представить публике.
Пока там решают, где собственно будет храниться уникальное полотно. После картина отправится назад в школу.
Долгое время художник продолжал трудиться в той же школе и нередко проходил мимо портрета Ленина, который хранил его тайну. Доподлинно неизвестно. Хотел ли сам Владислав Измайлович, чтобы о его мужественном поступке разузнали потомки? Но до самой смерти в 1959 году он так и не обмолвился о том, что скрывает картина.
СПРАВКА «КП»
Илья ГАЛКИН – русский художник, существовавший с 1860 по 1915 год. Имел звание классного художника 2 степени и право рисовать монарших особ.
Преподавал в учебных заведениях Ленинграда. Автор росписи плафона Большенного зала особняка Елисеевых и центрального плафона Русского музея в Петербурге. Владислав ИЗМАЙЛОВИЧ – советский живописец-акварелист и график.
ТТХ Полотна
Высота – 3 метра.
Ширина – 2 метра.