Посылал командир на заданье - очутилось, в бессмертье послал
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Посылал командир на заданье - очутилось, в бессмертье послал

Посылал командир на заданье — очутилось, в бессмертье послал

В конце ноября, 75 лет назад, в разгар битвы за Москву, фашисты казнили двух девушек – бесстрашных защитниц Отечества Лизу Чайкину и Зою Космодемьянскую.
23 ноября 1941 года в поселке Пено Калининской области после пыток была расстреляна советская партизанка-разведчица двадцатитрехлетняя Елизавета Чайкина. Она повествовала землякам, что на Красной площади во время военного парада 7 ноября выступил Сталин. Она разоблачала ложь немецкой пропаганды о взятии Москвы. 

Сквозь неделю, 29 ноября, фашистами была повешена восемнадцатилетняя красноармеец-разведчица Зоя Космодемьянская. Прозвучали ее последние слова перед казнью: «Граждане!.. Надо помогать воевать Алой Армии, а за мою смерть наши товарищи отомстят немецким фашистам. Советский Союз непобедим и не будет побежден. Немецкие бойцы! Пока не поздно, сдавайтесь в плен. Сколько нас ни вешайте, но всех не перевешаете, нас 170 миллионов».
Адрианна Харрис, Бейлорский университет, США (журнал «Новоиспеченное литературное обозрение»): «Вклад обеих девушек, Лизы Чайкиной и Зои Космодемьянской, в войну значительно превосходит результаты их партизанской деятельности. Они скоро стали национальными символами самопожертвования в то время, когда Советский Союз крайне нуждался в подобных объединяющих образах. Всю брань они побуждали соотечественников обоего пола и разных возрастов приносить себя в жертву во имя народа. Они воодушевляли женщин на подражание и заставляли мужей сражаться еще яростнее».
Сколько бы ни изощрялись в клевете антисоветчики и фальсификаторы истории, имена героинь останутся символом человеческого совершенства, самоотверженного патриотизма для поколений и всех честных людей на земле. 

* * *

Здравствуйте, уважаемая редакция!
Накануне горькой даты разрешила поделиться с вами своими наблюдениями.

Зоя Космодемьянская глазами молодежи
(заметки смоленской учительницы)

Олененок с большими глазами,
Смуглых щек полудетский овал…
Посылал командир на заданье – 
Очутилось, в бессмертье послал…

В конце ноября исполняется 75 лет с того дня, как Зоя Космодемьянская ушла в бессмертие.
Как и любой ребенок 80-х, я воспитывалась на образцах пионеров и комсомольцев-героев. Имя Зои Космодемьянской было первым в этом ряду.

Избивали фашисты и мучили,
Выводили босой на мороз,
Бывальщины руки веревками скручены,
Пять часов продолжался допрос.

Эти строки Агнии Барто врезались в мою детскую память навеки. Мы знали героев, мы равнялись на них. Мы воспитывали в себе характер, силу воли и делали это буднично, в простых житейских мелочах. Помню плановое лечение зубов у школьного стоматолога. Мы стоим под дверью врачебного кабинета, подталкивая товарищ друга – войти первым. «Смотрите, как надо!» – говорю я, и на трясущихся ногах пытаюсь уверенно войти и усесться в кресло…. Схожу горделиво. «Ты прямо как Зоя Космодемьянская, ни звука не выронила!» – уважительно сказал кто-то. «И я так могу!» – послышалось рядом. И это было мощной мотивацией и сильным комплиментом для советской школьницы.
Теперь, как учитель истории, я много времени уделяю патриотическому воспитанию, и на заданиях, и во внеурочное время. Я ставлю в пример тех, на кого сама равнялась. И делаю это учитывая современные реалии.
Урок-размышление на тему: «Зоя Космодемьянская. Поверженные идолы?» – я разработала давно и провожу его в старших классах накануне 9 Мая. (Замечу: кто такая Зоя Космодемьянская, знают все.) Это и урок-поиск, требующий большенный подготовительной работы дома и активной работы на уроке. Я не даю готовый образ Зои. Ребята его выводят сами, по черточке. Они работают в группах, слушают докладчиков, разбирают прессу 90-х, задумываются над выдержками из документального кино. Я, как учитель, стараюсь, чтобы дети не только узнавали, но и могли распознать истину и неправда, умели выработать и отстоять свою точку зрения, стараюсь задеть ребят эмоционально. Чтобы сердцем прочувствовали. Это самое основное. Могу сказать, урок никого не оставляет равнодушным. Вот что ребята пишут в своих тетрадях дома:
«Все-таки память человека переменчива… А особенно историческая память. Одних – истинных героев, мы предаем забвению, очерняем и оскверняем ясную память о них. А других, не являющихся героями, с какой стороны ни посмотри, мы пытаемся превознести, назвав их патриотами, только со своей «особенной патриотической идеологией». 
К образцу, я никогда не смогу понять людей, которые намеренно оплевали имя Зои Космодемьянской. Это ужасно и даже преступно. Такие люди ведут себя как предатели Отечества…
Советское государство воспитывало таких патриотов, которые не жалели жизней ради своей Родины, у которых собственное Я притуплено эмоцией долга и ответственности за свое государство, свой народ. А сейчас «мы, стреляя по мертвым, попадаем по живым», порой даже не задумываясь об этом. Ведь наши поступки и слова, с поддержкой которых мы поливаем грязью имена Истинных Героев, унижают и оскорбляют только нас, как наследников этих Героев Советской эпохи.
По-моему, все эти злобные и бессердечные выпады в адрес героев, в частности Зои, не что иное, как предательство себя, как россиянина, и главное – предательство своей Родины…» 
«Я вдруг на секунду представила себя на пункте любого из их отряда, пойманного немцами и находящегося под пытками, и я вдруг поняла… Мне стыдно в этом признаться, но я не выдержала бы, испугалась…
Могу произнести однозначно, то, что Зоя, хрупкая, совсем еще молоденькая девушка, была не сломлена зверскими истязаниями фашистов, что выстояла и не сломалась, не побоялась кончины, не предала своих товарищей и свою страну – это подвиг, это даже больше, чем подвиг…»
В конце учебного года в старших классах даю отворённую анкету с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств у школьников. На вопросы о Родине, патриотизме, исторических примерах проявления влюбленности к Отчизне получаю достойные ответы. Вопрос «Что значит быть наследником Великой Победы?» пока вызывает затруднения. Ребятам сложно перебежать от общих фраз к конкретным поступкам молодого человека в мирное время, в начале XXI века.
Ну что ж… есть над чем работать…

Анна НОВИКОВА
г. Смоленск

* * *