Назначение древних алтариков осталось загадкой - Родина
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти

ПДДенис ПередельскийПредназначение древних алтариков осталось загадкой08:43поделиться

Меньший научный сотрудник Южно-Уральского государственного университета Ксения Маргарян классифицировала 655 изделий, которые встречаются у номадов на протяжении степного пояски от Тувы до Приднестровья.

Назначение древних алтариков осталось загадкой - Родина

Пресс-служба ЮУрГУ

Для каждого региона характерны определенные формы каменных алтариков.

Проведенная работа поможет обрисовать процессы взаимодействия кочевников разных регионов, а также уточнить хронологию погребальных комплексов скифской эпохи, сообщила пресс-служба ЮУрГУ. Изыскание опубликовано в журнале “Человеческий капитал”.

Ксения Маргарян изучила каменные жертвенники, столики или алтарики, которые достаточно нередко встречаются в погребальных комплексах кочевников раннего железного века на территории Степной Евразии.

Для каждого региона характерны определенные конфигурации каменных алтариков. Их массовое производство началось в VIII-VII веках до нашей эры, центрами производств являлись территории Урало-Казахстанских степей.

“Расцвет производства каменных алтарей на Южном Урале отмечается в конце VI-V веков до нашей эры, – пишет автор работы. – В этот период центр по производству каменных алтариков смещается на Полуденный Урал. Самое их большое количество происходит с территории Южного Урала”.

Исследование позволило проследить эволюцию алтариков. Вначале существовали простые формы без ножек, которые сменились тщательно сделанными каменными столиками на трех или четырех ножках. Затем алтарики начали украшать орнаментом и изображениями в зверином манере.

“В настоящее время нет единого мнения касательного функционального назначения рассматриваемых предметов, – отмечает Ксения Маргарян. – Часть исследователей видает в них чисто утилитарное назначение, другие – культовую роль”.

Каменные алтарики изучаются уже более ста лет. Их стало так много, что автор труды разработала классификацию таких реликвий, выделив две группы изделий: с опорой и без опоры. Также алтарики теперь делятся на классы и подклассы, отделы, образа и подтипы, варианты и подварианты.

Например, выделяются такие варианты изображений: геометрические; в зверином стиле; с совмещением геометрических и звериного манера; предметные; антропоморфные; совмещение антропоморфных, зооморфных и предметных.

А признаком подварианта выступают различные вариации орнаментов и изображений в зверином манере: “вензелеобразный”, “елочный”, “арочный” орнаменты; ножки в виде голов животных; ножки в виде голов звериных и даже “дельфинообразный” орнамент.

“Один из экспонатов, изученных Ксенией – алтарик из урочища Кумис-Сай, имел ножки в виде оскаленных волчьих пастей и “дельфинообразный” орнамент. В степях Западного Казахстана можно повстречать волка, но откуда кочевникам известны дельфины? – задается вопросом Наука.рф.

Ксения Маргарян предлагает взглянуть на предмет с иной стороны, и дельфин при переворачивании превращается в стилизованную голову хищной птицы с клювом. Возможно, такая двойственность была заложена в замысел изображения специально, она символизировала какую-то культовую секрет”.

На ободе другого алтарика видны 10 отчетливых знаков. Одна из гипотез гласит, что на этом алтарике нанесена календарная символика, где комбинации знаков на ножках связаны с порами года, а 10 знаков по бортику характеризуют число месяцев, соответствующих временам года и солнечному циклу. Кстати, датирован этот алтарик заключительнее третью V – первой половиной IV века до нашей эры.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться

Источник