Представлен малоизвестный зарубежный поход знаменитой "Авроры" - Отечество
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти

ПДДенис ПередельскийПредставлен малоизвестный зарубежный поход знаменитой “Авроры”17:35поделиться

Российский государственный архив Военно-Морского флота представил виртуальную выставку, посвященную 100-летию первого советского зарубежного похода кораблей Балтийского флота.

Представлен малоизвестный зарубежный поход знаменитой "Авроры" - Отечество

РГАВМФ

Крейсер “Аврора”. Снимок Ж. Гейзера, 1908-1910 гг.

Как пояснили в учреждении, в качестве виртуальных экспонатов представлены вахтенные и навигационные журналы судов советского ВМФ, послужные списки и собственные дела командного и начальствующего состава, приказы по флоту и морскому ведомству за 1924 год, фотографии из частных коллекций.

“В составе документов – оригинальные доклады, рапорты, приказы, выписки из вахтенных журналов, телеграммы, – сообщает Людмила Спиридонова, главный специалист отдела информационного обеспечения и выставочной деятельности РГАВМФ.

Все документы обеспечены заголовками и архивными шифрами, указаны вид документа и способ воспроизведения текста. Некоторые документы снабжены краткими текстуальными примечаниями”.

Итого в состав выставки включено 40 документов, разделенных на три тематических раздела в зависимости от определенной стадии морской операции. Так, первоначальный раздел посвящен подготовке к походу, второй – плаванию по утвержденному маршруту, третий – итогам похода, в котором немалую роль сыграл знаменитый крейсер “Аврора”, подавший сигнал к начину революции.

Как сообщают организаторы выставки, еще осенью 1918 года “Аврора”, как и большая часть кораблей Балтийского моря, была выведена в резерв и обезоружена. Крейсер передали на долговременное хранение Кронштадтскому военному порту.

“В сентябре 1922 года специальная комиссия, осмотрев корабль, пришла к выводу, что после сравнительно несложных работ его можно привести в готовность для использования в качестве учебного корабля, – вытекает из описания выставки.

Это заключение, а, главное, историческое прошлое участника Великого Октября, повлияли на то, что крейсер вошел в список кораблей, какие подлежали восстановлению в первую очередь”.

В результате уже в июле 1923 года “Аврора” вышла на ходовые испытания и вскоре сделалась плавучей школой. Спустя год было принято решение о проведении дальнего заграничного похода вокруг Скандинавии по маршруту: Кронштадт – Берген – Мурманск – Архангельск – Тронхейм – Кронштадт.

“Для реализации этой задачи был создан Особый практический отряд, в который кроме “Авроры” включили учебное судно “Комсомолец” (бывший “Океан”), незадолго до этого возвращенное в Балтийский флот из госпитальной флотилии Алого Креста”.

Поход продолжался 47 дней, с 9 июля по 24 августа 1924 года. Корабли Балтийского флота победили за это время 5688 морских миль без аварий и поломок, совершив первый в истории Рабоче-Крестьянского Красного Флота заграничный поход.

“Визит советских кораблей в порты Норвегии достиг своей мишени и привлек к себе особое внимание прессы, – отмечает Людмила Спиридонова. – Кроме того, в сложных навигационных и погодных условиях команды выполнили вящую программу морской практики, освоили систему судовождения и сигналопроизводства.

Без помощи лоцманов прошли норвежские фьорды, осуществили сложную лагерь на баре Северной Двины у Архангельска. По окончании похода командование флотом и штаб Морских сил Балтийского моря объявили благодарность командирам, комиссарам, всему собственному составу “за великолепное выполнение возложенных на них Советской властью заданий”.

Источник