издается с 1879Приобрести журнал
исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти
ПДДенис ПередельскийПрорыв КНДР в образовании разъяснили колоссальной помощью СССР16:09поделиться
Формирование системы высшего образования в Северной Корее с момента освобождения края от японского колониального господства в августе 1945 года до начала Корейской войны 25 июня 1950 года не было бы вероятно без той поддержки, которую оказал Советский Союз. К такому выводу пришел исследователь Егор Артемьев из Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук. Статья исследователя вышла в журнале “Ученые писульки” Новгородского госуниверситета.
Владимир Гудков/РИА Новости
Инженер показывает рабочим проект университета имени Ким Ир Сена.
В августе 1945 года территория Корейского полуострова была отпущена от продолжавшегося 35 лет японского колониального господства. В двух частях Кореи – северной и южной, начались процессы, которые повергли к созданию двух независимых государств.
“Колоссальные изменения коснулись всех сторон жизни общества, в том числе и сферы образования, как на Норде, так и на Юге, – отмечает Егор Артемьев. – В Северной Корее на момент освобождения страны ситуация в сфере образования складывалась крайне тяжелая. Критически не хватало квалифицированных кадров”.
На момент освобождения во всей Корее насчитывалось итого около 200 научно-технических специалистов, имевших высшее образование, из них на территорию Севера приходилось лишь 20 человек. В 1946 году численность технических специалистов и квалифицированных пролетариев в Северной Корее не превышала 500 и 3000 человек соответственно, из них большинство имели образование не выше средней школы.
“Вина столь серьезного недостатка квалифицированных научно-технических кадров кроются в диспропорциях системы образования, выстроенной японскими властями в Корее в колониальные годы, – поясняет автор научной статьи.
Особое внимание в образовательном процессе уделялось тем навыкам, какие бы позволили корейцам успешно справляться с функцией малоквалифицированной рабочей силы. Практически не преподавались ни считавшиеся более престижными гуманитарные дисциплины, ни технические объекты на сколько-нибудь продвинутом уровне”.
А сама образовательная система носила дискриминационный характер, поскольку японские студенты имели вяще возможностей получить качественное образование, чем корейские. Более того, единственным высшим учебным заведением в Корее в колониальные годы был отворённый в 1924 году Кёнсонский императорский университет, лишь 12 процентов студентов которого составляли корейцы.
К 1945 году неграмотность в Нордовой Корее достигала 40 процентов населения, техникумов и вузов там не было. Все изменилось, когда Ким Ир Сен запустил реформу образования.
“С момента основания Университет имени Ким Ир Сена и северокорейская образовательная система в цельном испытывали сильнейшее влияние Советского Союза”, – пишет исследователь.
Университет возник при поддержке советской армии: предоставленные сквозь главный штаб учебные программы советских университетов, учебные пособия и материалы стали колоссальной помощью.
В 1948 году северокорейским университетам выделили 1,5 миллиона рублей наличными, предоставили лабораторное оборудование и транспорт. В северокорейские университеты устремили советских педагогов: 31 профессора и 11 переводчиков по 23 специальностям.
После образования КНДР в октябре 1948 года бывальщины установлены дипломатические отношения с СССР и заключено соглашение о сотрудничестве. В Университет имени Ким Ир Сена прибыли советские ученые, декламировавшие лекции по марксизму-ленинизму, диалектическому материализму, обучавшие русскому языку, мировой истории, политэкономии, географии и др.
Делегации северокорейских докторов, преподавателей и научно-технических работников активно направлялись на краткосрочные командировки в учреждения образования и науки Советского Союза. Также СССР зачислил 299 северокорейских студентов, распределив их по 11 городам. А к 1950 году число северокорейских студентов и аспирантов в вузах СССР достигло 702 человек.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новинки о прошлом и репортажи о настоящем
подписаться