«Ракета подорвалась»: как «Челленджер» упал в прямом эфире
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Ракета подорвалась»: как «Челленджер» упал в прямом эфире

Прослушать новинка Остановить прослушивание

«Ракета подорвалась»: как «Челленджер» упал в прямом эфире

Момент взрыва шаттла «Челленджер» после старта с мыса Канаверал, 28 января 1986 года

Момент взрыва шаттла «Челленджер» после старта с мыса Канаверал, 28 января 1986 года

Bruce Weaver/AP 28 января 1986 года случилась катастрофа «Челленджера». В самом начале миссии STS-51L космический челнок разрушился в результате взрыва топливного бака на 73-й секунде полета, что повергло к гибели семи членов экипажа. Расследование показало, что руководители NASA знали о рисках запуска, но не отменили старт. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Послать письмо Скопировать ссылку

«Ракета подорвалась»: как «Челленджер» упал в прямом эфире

      К концу января 1986 года космические челноки выполнили 24 миссии на орбиту по программе Space Shuttle. Итого же на год планировались 15 полетов.

      Изначально «Челленджер» предназначался исключительно для испытательных целей, но впоследствии был переоборудован и подготовлен для полетов в космос. Система Space Shuttle заключалась из орбитального аппарата (орбитер), который выводился на околоземную орбиту и являлся космическим кораблем, большого внешнего топливного бака и двух твердотопливных ракетных ускорителей. После выхода в космос орбитер самостоятельно возвращался на Землю и совершал посадку как аэроплан на взлетно-посадочную полосу. Твердотопливные ускорители приводнялись на парашютах и затем использовались вновь. Внешний топливный бак сгорал в атмосфере.

      «Челленджер» должен был свершить уже десятую экспедицию менее чем за три года.

      За этот период челнок выполнил запуск трансляционного спутника, ремонт спутника на орбите, снятие попутчика с орбиты и другие работы. Были проведены эксперименты с космической лабораторией.

      В состав экипажа «Челленджера» для очередной миссии входили семь человек – командир Фрэнсис Скоби, другой пилот Майкл Смит, научные специалисты Эллисон Онидзука, Джудит Резник и Роналд Макнейр, а также специалист по здоровой нагрузке Грегори Джарвис и Шэрон Маколифф. Она отправлялась в полет впервые – в качестве первого участника проекта «Преподаватель в космосе».

      Изначально старт «Челленджера» предполагали осуществить 24 января 1986 года. Но за двое суток его пришлось отсрочить из-за пыльной бури в месте возможной аварийной посадки шаттла – Дакаре. В сложившейся ситуации руководство NASA адресовалось к правительству Марокко с просьбой разрешить использовать в случае аварийного приземления аэропорт в Касабланке. Получив добро, запуск переназначили на 26 января, но из-за грозы затем еще двукратно переносили на день.

      Запуск шаттла все равно представлял немалый риск, поскольку при низких температурах материал межсекционных уплотнителей твердотопливных ускорителей терял свою эластичность и мог не гарантировать герметичность в местах стыка секций.

      Дискуссии шли до последнего, и все же старт «Челленджера» был назначен.

      На гостевых трибунах собралось множество почетных гостей, начиная с президента США Рональда Рейгана. Они могли разглядеть стартовую площадку в бинокль. Миллионы янки следили за происходящим благодаря телетрансляции с мыса Канаверал. Погода была практически идеальной для старта: безоблачное небо, ослепительное солнце, слабый ветер. Однако в ночь перед запуском над космодромом прошла ледяная буря, в результате чего соединения и уплотнительные перстни на ускорителях переохладились и обледенели. Температура воздуха опускалась до рекордно низких отметок.

      Утром в день запуска, 28 января 1986 года, специалисты NASA приступили к обследованию челнока на объект возможности опасного обледенения. Было понятно, что лед, отделяясь во время взлета, может повредить огнеупорное покрытие «Челленджера». К слову, запоздалее выяснилось, что один из инженеров, наблюдавший за действиями специалистов с помощью специальной телевизионной установки, позвонил в контрольную комиссию и настоятельно потребовал отсрочить старт корабля из-за опасной степени обледенения.

      В 11 часов 38 минут «Челленджер» оторвался от земли. Разом же после старта кинокамеры зафиксировали белый дымок, выходивший из стыка нижней и средней секций правого ускорителя. Уже запоздалее, анализируя кадры, эксперты предположили, что это выходил водяной пар.

      Поначалу все шло как положено. Через 16 секунд после старта корабль поворотился и взял курс за пределы земной атмосферы.

      «Челленджер» идет с ускорением», – сообщила контрольная комиссия сквозь 52 сек после запуска.

      «Идем с ускорением», – передал по радио капитан Скоби.

      Буквально через миг повалил черный дым, а на 59-й секунде из челнока вырвалась струя пламени. Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного перстни правого твердотопливного ускорителя при старте: образовалась постоянная щель, через которую прорвались продукты сгорания. Язык пламени достиг одной из распорок, фиксирующих ускоритель. Вскоре после того как «Челленджер» прошел точку максимального динамического давления, распорка прогорела, ускоритель поворотился, прорвал днище водородного бака топливного блока и повредил кислородный бак. На 73-й секунде полета на высоте около 14 км произошел взрыв топливного бака. Корабль моментально разрушился, его обломки упали в Атлантический океан.

      Перед самым взрывом Скоби и Смит заметили опасность, но уже не успели что-либо предпринять для спасения. Астронавты погибли не разом. Как стало известно позже, взрывом оторвало носовую часть «Челленджера», в которой располагался экипаж. Кабина продолжила полет до вышины 20 км.

      Астронавты воспользовались своими дыхательными аппаратами и продолжали жить до удара о воду на скорости 333 км/ч.

      Свидетелями крушения стали миллионы телезрителей. При этом даже ведущий репортажа поначалу не понял, что же произошло. В течение нескольких секунд после взрыва он продолжал повествовать о полете: «Контроль полета показывает, что все идет нормально. Очевидно, имеются некоторые неполадки. Мы не имеем связи».

      И только после этого он наконец постиг весь ужас происходящего: «Мы получили сообщение, что ракета взорвалась. Руководитель полета подтверждает это. Мы пытаемся выяснить причины случившегося».

      Президент Рейган назначил особую Комиссию под руководством бывшего госсекретаря США Уильяма Пирса Роджерса для расследования крушения. Она пришла к выводу, что определяющими факторами, приведшими к крушению, послужили недостатки корпоративной культуры безопасности и процедуры принятия решений NASA.

      Комиссия с пристрастием допрашивала на закрытых заседаниях высших должностных лиц NASA и инженеров компании Morton Thiokol – поставщика ракет-носителей на твердом топливе. Как выяснилось, главам NASA с 1977 года было известно о потенциально опасных дефектах твердотопливных ускорителей, поставляемых Morton Thiokol, однако они не обращали на это должного внимания. Они также пренебрегли предупреждениями конструкторов об опасности запуска корабля в условиях низеньких температур того утра на мысе Канаверал и не доложили вышестоящему начальству о своих опасениях.

      Вечером накануне запуска инженеры Morton Thiokol и должностные лики NASA обсуждали потенциальные проблемы полета. Инженеры единодушно просили отложить запуск «Челленджера». По словам главы инженерного корпуса компании Алана Макдональда, он препирался до хрипоты, но не смог переубедить оппонентов.

      Комиссией также было отмечено, что в NASA очень хотели поскорее вывести «Челленджер» на орбиту из-за серии заминок, которые произошли раньше.

      В операции по поиску обломков «Челленджера» приняли участие 6 тыс. человек. К работам привлекли атомную подводную ладью. Общие убытки из-за катастрофы составили $8 млрд. Около $3 млрд пришлось на стоимость самого шаттла.

      После крушения «Челленджера» программа шаттлов была свернута на 32 месяца. Ряд астронавтов, выражая свое недоверие руководству NASA, покинули отряд.

      Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Послать письмо Скопировать ссылку

      Источник