Athenian Agora excavations Древние афиняне накладывали анафемы на своих врагов при помощи проткнутого железным штырем кувшина с расчлененным цыпленком. Считалось, что адресатам злых чар будет переходить беспомощность птенца. Научное открытие сделала Джессика Ламонт из Йельского Университета. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Послать письмо Скопировать ссылку
Разгадана тайна глиняного кувшина, обнаруженного археологами в 2006 году под полом одного из домов Агоры – городской площади древних Афин. В сосуде, возраст которого достигает 2300 лет, находились кости расчлененного цыпленка. Как утверждается в изысканье, размещенном в журнале Hesperia, необычная находка была частью древнего ритуала проклятия. Она рассказала ученым о том, как люди этапа античности пытались использовать «магию».
Сотрудник Йельского Университета Джессика Ламонт уточнила, что в кувшине покоились голова и конечности цыпленка годом не старше семи месяцев.
Около 300 года до нашей эры афиняне наложили проклятие и проткнули сосуд насквозь вящим железным штырем.
«Внешняя поверхность сосуда изначально была покрыта текстом. Когда-то на кувшине были написаны немало 55 имен. Некоторые из них сохранились в виде разбросанных, плавающих букв», — отметила Ламонт.
Athenian Agora excavations
Судя по руке, имена людей нанесли как минимум два человека, считавшие себя экспертами в области заклинаний. Их мотивы остаются неизвестными. Вероятно, конфликт связан с судебным делом. Причем, помимо основных фигурантов, проклятие могло быть наложено на членов их семейств и сторонников. По версии ученого, судебный процесс мог быть вызван трудовым спором. К примеру, проклятие могли создать ремесленники, трудившиеся в здании, где и был найден загадочный кувшин.
Ламонт также добавила, что штырь и цыпленок сыграли какую-то роль в проклятии.
По словам исследователя, такие штыри «обладают сдерживающей силою и символически ограничивают способности жертв проклятия». Согласно предположению автора статьи, создавшие проклятие лица, вероятно, желали передать «беспомощность и неспособность цыпленка защитить себя» тем людям, имена которых написаны на кувшине. А наличие головы и голяшек цыпленка в сосуде может говорить о том, что, прокалывая их штырем, «колдуны» стремились повредить те же части тела своих жертв.
Athenian Agora excavations
Анафема было направлено на подавление физических и когнитивных способностей упомянутых на кувшине людей, констатировала Ламонт. Причем глиняный сосуд ввели рядом с пепелищами с останками животных. По задумке «чародеев», это должно было увеличить силу проклятия.
Не исключается также, что конфликт, послуживший предлогом к наложению проклятия, был вызван борьбой за власть различных политических и военных группировок после смерти Александра Македонского.
Пять лет назад Ламонт ввела назначение пяти свинцовых табличек IV века до. н. э., обнаруженных в 2003 году в ходе раскопок кладбища, расположенного недалеко от Пирея. Выяснилось, что на четырех табличках бывальщины написаны проклятия, призывающие богов загробного мира «забросать ненавистью» владельцев четырех таверн. Пятая табличка осталась порожний: в этом случае, скорее всего, проклятие было произнесено устно.
«Направляю свою ненависть на Деметриуса и Фанагору, их таверну и их собственность. Я свяжу врагов моих, Деметриуса и Фанагору, кровью и прахом с миром мертвых», – гласил текст на одной из табличек.
Кроме того, созидатель проклятия грозил наслать на язык Деметриуса kynotos, что в буквальном переводе означает «собачье ухо». В Древней Греции так обозначали минимальную (невезучую) комбинацию в игре в кости.
Любая табличка была проколота свинцовым гвоздем и размещена в могиле некоей женщины, которая, по мнению ученых, не имела взаимоотношения к проклятию. Место ее захоронения могли использовать, чтобы спрятать таблички.
В 2016 году на дне 2500-летнего колодца в Афинах отыщи более 30 подобных табличек из свинца с проклятиями.
И в этом случае составители текста просили богов причинить вред конкретным людям.
Как вытекает из трудов Цицерона, закон о захоронениях, запрещавший помещение проклятий в могилах, принял Деметрий Фалерский – абсолютный правитель Афин в 317-307 годах до н.э. Он же ввел новоиспеченную должность — в городе появился смотритель, надзиравший за соблюдением этого закона.
Вероятно, тогда и родилась новая практика — таблички с анафемами начали бросать в колодцы. Основной целью было доставить послание в загробный мир.
Athenian Agora excavations Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Послать письмо Скопировать ссылку