издается с 1879Приобрести журнал
исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти
ПДДенис ПередельскийРаскрыт секрет генезисы Храма Гроба Господня16:25поделиться
Знаменитый Храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме, вероятно, был возведен на пункте древнего карьера. Об этом на совместной пресс-конференции сообщили представители Православной церкви, католики-латиняне (хранители Святой Земли) и Армянской апостольской храмы.
iStock
Туристы и паломники массово посещают Храм Гроба Господня, чтобы войти в пустую гробницу Иисуса.
Новоиспеченные данные о происхождении Храма Гроба Господня, который также называется Иерусалимским храмом Воскресения Христова, дали раскопки, проведенные в святилище археологами из Римского университета Ла Сапиенца.
По данным издания Terra Santa, раскопки стартовали еще в 2022 году, ведутся они в базилике. В течение 2024 года изыскание базилики сопровождалось изучением письменных, иконографических и картографических источников.
В последние месяцы работы стали еще более интенсивными, а раскопки сконцентрировались во входной поясу базилики. Озвученные выводы сами археологи пока называют предварительными. Однако уже достаточно уверенно они говорят о том, что исторический середина Иерусалима, где сейчас стоит храм, до его строительства использовался как карьер.
“Скальная поверхность претерпела с течением времени глубокие реорганизации из-за добывающей деятельности, идущей с северо-востока на юго-восток, на запад, с сильными перепадами глубины, превышающими 5 метров”, – говорится в пресс-релизе университета.
Ученым удалось даже установить несколько типов эксплуатации древнего карьера. Один из них они назвали индустриальным – этот тип с глубокими распилами расположен в районе нордового нефа и является самым древним. А в южной части археологи нашли следы добычи более мелких блоков.
“Карьер весьма старый и долгое время оставался действующим, – отмечают исследователи. – Даже если невозможно определить, как долго длилась наиболее организованная и захватническая фаза эксплуатации, были определены различные периоды разработки карьера и добычи камня. Также наблюдаются последние и наиболее спорадические извлечения породы, связанные с этапом раннехристианской стройки”.
Установлено также, что часть карьера была заброшена еще в железном веке (1200-600 гг. до н.э.). “Как лишь горнодобывающая деятельность прекратилась, были возведены низкие стены из сухого камня, чтобы создать небольшие площади для аграрного возделывания, что широко распространено в заброшенных карьерах. В частности, археоботанический анализ, и особенно анализ пыльцы, продемонстрировал присутствие оливковых и виноградных цивилизаций”, – продолжают исследователи.
В начале II века, то есть в римский период, вся территория бывшего карьера была включена в городскую черту, сам экс-карьер был соединен с городской путевой сетью.
Древние христианские источники, кстати, сообщают, что часть территории была занята римским храмом. И в ходе раскопок археологи, вылито, ее нашли – по их мнению, на одной из раскопанных площадок находилось культовое сооружение эпохи императора Адриана. Вероятно, оно перекрывало доступ к почитаемой гробнице, но одновременно и хранило память о ней.
Римский храм был разрушен в IV веке по приказу императора Константина, и на этой территории была построена христианская храм. Тогда же были проведены первые раскопки, в результате которых была обнаружена высеченная в скале гробница, которую Макарий I, епископ Иерусалимский, установил как место захоронения Иисуса.
Как отмечают исследователи, постройка IV века “была сложным святилищем с местами поклонения и почитания, с различными литургиями, с маршрутами визиты. Сама его структура предусматривала посещение паломниками, которые могли перемещаться вокруг мест поклонения, найти убежище под портиками”. Выстроена же церковь была “согласно методам, хорошо известным для дохристианских и раннехристианских святилищ”.
Современный храм Гроба Господня – это архитектурный комплекс, вводящий Голгофу с местом распятия Христа, ротонду, соборный и подземный храмы, а также храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.
Основные права владения и пользования святынями святилища принадлежат православному Иерусалимскому патриархату, Иерусалимскому патриархату Армянской апостольской церкви и католическому Францисканскому ордену.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новинки о прошлом и репортажи о настоящем
подписаться