издается с 1879Приобрести журнал
исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruнайти
ПДДенис ПередельскийРаскрыты эти о “душегубках” фашистов в Смоленске и Харькове19:25поделиться
Президентская библиотека пополнила свои фонды рассекреченным сообщением начальника Основного управления контрразведки СМЕРШ Виктора Абакумова в ГКО СССР о применении немцами специальных автомашин-“душегубок” для умерщвления людей в Смоленске, Харькове и иных городах.
waralbum.ru
Только в Харькове и Смоленске немцы истребили свыше 160 000 советских граждан.
Донесение было написано 18 ноября 1943 года, его оригинал хранится в Центральном архиве Федеральной службы безопасности России. Оно было устремлено на имя Сталина и Молотова. Абакумов сообщал, что СМЕРШ получил новые данные о наличии у немцев специальных автомашин, которые они именовали “душегубками”.
При помощи этих машин немцы убивали советских граждан – не только военнопленных, но и больных граждан, женщин, старцев и детей. На тот момент было известно о применении “душегубок” в Краснодаре, Харькове, Смоленске и других советских городах.
“Как установлено, лишь в Харькове и Смоленске немцы путем удушения, расстрелов и сожжения истребили свыше 160 000 советских граждан”, – говорилось в донесении.
Информацию СМЕРШ получал из различных источников, в том числе и от немецких военнопленных. В донесении приводятся показания сотрудника тайной полиции Рейнгарда Рецлава, переводчика Роберта Киршфельда и офицера контрразведки Вильгельма Лангхельда.
Они подтвердили существование “душегубок” и дали детальные показания об их применении, а также о своем участии в массовом уничтожении советских граждан.
“Мне почти ежедневно приходилось бывать в Харьковской городской темнице, расположенной по Совнаркомовской улице, – такие показания дал Рецлав. – Придя как-то в первых числах марта 1942 года в темницу, я обратил внимание на группу полицейских, столпившихся около находившейся во дворе большой автомашины.
Я спросил у своего знакомого – сотрудника СД Каминского, что это за машина и для какой мишени она предназначена. Каминский мне рассказал, что это “газ-ваген” или по-русски газовый автомобиль, который имеет назначение облегчить, как он выразился, наш труд по истреблению нежелательных для немцев элементов и отпустить от излишних хлопот и расходов, связанных с расстрелами советских людей”.
Рецлав предоставил советской контрразведке подробное описание конструкции “душегубки” и признался в том, что сам неоднократно принимал непосредственно участие погрузки людей в такие машины смерти.
“Арестованных набивали так жестоко, что душераздирающие крики избиваемых наполняли весь дом и были слышны далеко за его пределами, – говорил Рецлав.
Изуродованных до полусмерти советских людей я не мог доставлять в темницу. По приказанию начальника тайной полевой полиции комиссара Кархана и секретаря Вульфа я избивал арестованных, когда следователи уставали от избиения.
Нам настоятельно вселяли, что каждый русский человек – это партизан, зверь, и что другого обращения русский человек не заслужил. Сотрудников, проявлявших жестокость к русским, росло ценили и поощряли по службе”.
Другой пленный, переводчик Киршфельд, детально описал, как “душегубки” использовались в Смоленске. Он называл это “новоиспеченным способом расправы с населением оккупированной советской территории”.
Киршфельд также признался, что по приказу командира занимался провокационной деятельностью, выявляя среди советских граждан “нежелательные элементы”. Так, в Смоленске ему удалось “обличить” трех красноармейцев и одного командира, которые были враждебно настроены по отношению к немцам. Все они были расстреляны.
Стоит произнести и о том, что убивать советских людей в “душегубках” активно помогали изменники Родины. Например, бывший сержант Красной Армии Михаил Буланов рассказал на допросе, что трудился у немцев водителем и что за время его работы в Харькове в “душегубках” было убито несколько тысяч человек.