издается с 1879Приобрести журнал
исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти
ПДДенис ПередельскийРаскрыты секреты татуировок майя18:22поделиться
Проведенные мексиканскими археологами эксперименты показали, что позвоночники ската и рыб могли предназначаться инструментами, при помощи которых майя создавали свои татуировки.
iStock
Татуировки майя указывали на социальный статус и принадлежность к определенной этнической группе или цивилизации.
Информация об этом прозвучала на конференции “Человеческое тело как символическое полотно”, краткий отчет о которой опубликовал Национальный институт антропологии и истории Мексики (INAH).
Для цивилизации майя татуировки имели большенное значение, так как отметины на коже указывали на их социальный статус, принадлежность к определенной этнической группе или культуре.
Помимо татуировок они использовали так именуемое шрамирование – искусственное повреждение кожи, которое оставляло после себя шрамы-символы.
“В цивилизации майя татуировки и шрамирование человечьего тела имели важное значение не только в политической, но и в военной и общественной жизни, начиная с доклассического периода (2200 г. до н.э. – 200 г. н.э.) и до запоздалого постклассического периода (1250-1521 гг. н.э.), – информирует INAH.
Их использование было культурно структурировано, это были коды, какие регулировали сферу общения, указывая на социальную роль, принадлежность к группам или родам”.
На конференции археолог Бенхамин Гуарнерос Брито представил итоги исследования, посвященного татуировкам и шрамированию в художественном выражении культур, которые населяли регионы вдоль реки Усумасинта, а также древние города Паленке, Чьяпас, Комалькалько, Табаско, Калакмуль и др.
В рамках изыскания археологи провели эксперименты, чтобы определить, как именно коренные народы наносили шрамы и татуировки. Эксперименты показали, что наилучший итог дают инъекции красящих пигментов с помощью необычных инструментов – позвонков рыб и скатов. Кроме того, для нанесения татуировок и скарификации использовались разрезанные напополам раковины морских улиток.
“Слово “татуировка” происходит от самоанских слов “ta” (рисунок) и “tau” (кожа), – говорит Бенхамин Гуарнерос Брито. – Между тем, слово “скарификация” выходит от латинского “scaraficatio”, что означает нанесение поверхностных надрезов или порезов на кожу. В языке майя используется слово “hots”, какое переводится как “работа над собственным телом”.
Археолог добавил, что традиция нанесения татуировок и шрамов существовала у майя в качестве отдельного курсы искусства. Более того, он выдвинул гипотезу о том, что у майя существовала отдельная социальная каста художников.
К числу их официальных функций он причисляет настенную живопись, создание знаменитых кодексов майя и роспись керамических сосудов. Не исключено, что эти же художники занимались татуировками, со порой развив свое искусство в культурно-ритуальную традицию.
“Эту группу называли айциб или иш айк”уху”н, – говорит Брито. – Это были единственные люди, какие изготавливали и использовали утварь и материалы для рисования, письма и, возможно, татуировки и шрамирования, учитывая то, что данные виды деятельности регулировались правящим классом”.
Исследователь добавил, что в двух хрониках, написанных испанцами в колониальные годы, описываются татуировки майя. Так, священник Диего де Ланде так описывал народ Юкатана: “Они работали над своими телами, и чем смелее и отважнее они были, тем больше мучений им доставляло это дело”. Испанцы связывали такие практики с языческими культами.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем
подписаться