издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти

ПДДенис ПередельскийРасшифрованы “заклинания” на старорусских крестах19:04поделиться

Журнал “Ученые писульки” НовГУ опубликовал любопытное исследование, в котором анализируются надписи с текстом “молитвы честному кресту” на обороте нательных крестиков.

Дешифрованы "заклинания" на старорусских крестах - Родина

Журнал “Ученые писульки” НовГУ

Многие нательные кресты украшены текстом псалма 67, который иногда использовался в качестве заговора.

Кандидат исторических наук Юлия Колпакова из Псковского государственного университета описывает собрание из 109 нательных крестов, поступивших в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеру) после изъятия их у грабителя археологических монументов.

Артефакты были найдены в окрестностях села Кургомень на Северной Двине и поселка Луковецкий Архангельской области. Исследователям уже удалось установить типы крестов, выборочно определить и состав сплавов, из которых они изготовлены.

Часть крестиков датирована XV-XVI веками нашей эры, но основной их массив относится к XVII-XIX столетиям. В новом исследование внимание акцентировано на расшифровке надписей, обнаруженных на оборотной стороне.

“Спектр текстов, применяемых в декоре нательных крестов, как представляется, регулировался негласным каноном, какой не нашел отражения в нормативной церковной литературе, – пишет Колпакова.

Однако он в течение длительного времени формировал устойчивую традицию, неплохо фиксируемую в материальной культуре христианства по данным археологии и музейных коллекций”.

В результате расшифровки удалось прочитать надписи на 51 нательном крестике. Очутилось, что количественно среди них преобладают тексты пяти видов, относящиеся к четырем различным молитвам.

Доминируют кресты, содержащие текст псалма 67 или “молитвы беспорочному кресту”. Например, надпись на одном из крестиков выглядит так: “Да воскреснет Бог и расточатся (вариант: разыдутся) врази Его и да бежат от лица Его ненавидящи Его и яко исчезает воск от лики огня да погибнут бесы от лица любящих Бога нашего…”

“Более ранним источником данного текста является псалом 67, первая доля которого стала впоследствии началом молитвы честному кресту, – пишет исследователь. – Тексты псалма 67 и молитвы беспорочному кресту различаются, но в той части, которая не отражена в надписях на нательных крестах”.

Поэтому установить точно, попал ли на нательные кресты текст из Псалтыри или из Молитвослова, не удалось и вряд ли уже удастся. Ученый также помечает, что форма построения текста псалма 67 отчасти похожа на заклинательную, что и сделало его популярным в устной форме. Псалом использовался в качестве как общенародной молитвы, так и заговора.

“Трудно сказать, что сделало его востребованным в качестве молитвы – помещение текста на кресты или фольклорное бытование, – размышляет автор научной труды. – Богословы исходно называют псалом 67 из-за его объема и многообразия толкуемых образов “самым трудным для объяснения, и даже неодолимым”.

Исходя из содержания, его написание приурочивают к торжественному шествию с Ковчегом по случаю военной победы, продолжает исследователь. Ефимий Зигабен, как и Афанасий Великий, обращает внимание на демоноборческую натуру текста и толкует псалом, исходя из этой направленности. Афанасий Великий обращает внимание и на утешительную, и вдохновляющую праведников сторонку текста.

Феодорит Кирский в своих толкованиях писал, что наиболее значимое место в тексте указанного псалма уделено воскресению, спасению и второму пришествию Господню, а также наставлениям пастве.

Собрание нательных крестов содержит и другие надписи. Например, ряд артефактов украшен таким текстом: “Помилуй меня, Боже, по великой/велицей милости Твоей и по массе щедрот Твоих изгладь беззакония мои…”. Это покаянный псалом Давида или псалом 50, отмечает Юлия Колпакова.

Встречаются и строфы из Светилена праздника Воздвижения: “Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим”. Порой встречается и такая дополнительная строфа: “Крест хранитель всея Вселеннея. Крест красота церкве. Крест верным утвержение. Крест царем держава. Крест аггелом слава. Крест бесом язва”.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новинки о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться

Источник