издается с 1879Приобрести журнал
исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти
БДДмитрий Баловневкандидат исторических наук”Наилучший враг” Дмитрия Донского17:35Родина – Федеральный выпуск: 100 лет Столыпинской реформе №12(1206)поделиться
Среди лютых неприятелей великого князя Московского Дмитрия Ивановича были и ордынские правители Мамай и Тохтамыш, и литовский князь Ольгерд. Упорная война с ними прославила Дмитрия, сделала его национальным героем. Но был среди его недругов человек, который выступал за единство Руси, – митрополит Киприан. Вражда с ним сделалась для князя делом всей жизни.
Ю. М. Ракша. Триптих “Поле Куликово”. 1980 г.
Появление на русской политической сцене иеромонаха Киприана было с самого основы связано с международными скандалами и расследованиями. В XIV веке гигантская Русская митрополия, а вслед за ней и православные верующие были поделены между Польшей, ВКЛ и бесчисленными русскими княжествами. Еще не ясно было, где будет столица единого государства – в Москве, Твери, Нижнем Новгороде или Вильно. Это ныне принято полагать, что победа потомков Ивана Калиты была неизбежна, что именно они, а не тверские или литовские князья выполняли историческую миссию. Тогда же, в XIV столетье, московская точка зрения была лишь одной из возможных, а московский князь крупным, но не самым значимым действующим ликом.
Приглядимся к человеку, который стоял за спиной двух московских государей. Митрополит Киевский и всея Руси Алексий, вступивший на кафедру в 1354 году, определял политику Москвы при Иване II Ивановиче (Алом), он же стал фактическим правителем Руси при малолетнем Дмитрии Ивановиче. Алексий Литву не любил, хотя и был поставлен на служение для всей русской митрополии.
Выходил он из московских бояр. Отец его Федор Бяконт бежал из Чернигова от ордынского произвола на Северо-Восток к князю Даниилу Александровичу Московскому. Обожал Москву митрополит, не любил Тверь и Литву, Орду терпел как зло неизбежное, временами даже полезное. Антилитовскую позицию митрополита разъяснить довольно просто – в 1358 году он лично пожаловал в Киев, а зря! Литовский князь “огнепоклонник” Ольгерд тут же арестовал московского креатуру, конкурента литовского кандидата в митрополиты Романа, который приходился родственником его жене, тверской княжне Ульяне. Посадил Алексия под стражу, в темницу, утварь духовную, что везли с собой москвичи, разграбили, а самих едва не убили. Бежать удалось чудом. После двухлетнего плена Алексий вернулся в Москву. Никогда и никому не повествовал он о литовских унижениях, но нелюбовь к Литве передал молодому князю Дмитрию Ивановичу.
Поэтому православные, проживавшие в землях, какие принадлежали великому князю литовскому, остались без должного пастырского присмотра. На этом и сыграл Ольгерд Литовский, попросив у константинопольского патриарха для своих православных подданных новоиспеченного митрополита взамен ненавистного Алексия. Преданность Москве сыграла с митрополитом злую шутку. Ольгерд в лицах и красках описывал константинопольскому патриарху Филофею деяния недостойного владыки: “Девять раз нападали москвичи на Литву, и шурина моего тверского князя Михаила подхватили на Москве да в темницу посадили, да у зятя моего нижегородского князя Бориса княжество отняли, да у другого зятя моего нижегородского князя Ивана мама и жену, дочь мою, пленили. На кровь благословляет москвичей митрополит Алексий! Не любит он иных князей, кроме князя Московского!”
С. М. Соловьёв описывал безобразия митрополита и князя так: “В 1368 г. великий князь Дмитрий и митрополит Алексий зазвали ласкою к себе в Москву князя Михаила на третейский суд, после этого корабля тверского князя схватили вместе со всеми боярами и посадили в заключение, но вдруг узнали о неожиданном приезде трёх князей ордынских. Этот приезд напугал неприятелей Михаила, и они выпустили его на свободу…”1
Со своей стороны Алексий в письмах к патриарху описывал памятное посещение Киева. Переписка велась не одинешенек год. Несмотря на увещевания патриарха, враждующие стороны не верили друг другу, и тогда Филофей вынужден был направить для разбирательства дел в Русской митрополии своё доверенное лик – иеромонаха Киприана.
Родом из Болгарии, Киприан принадлежал к известному роду Цамблаков и вряд ли имел виды на продолжение карьеры в русских землях. Истина, князь Дмитрий до своей смерти был убеждён, что “патриарший следователь” с самого начала имел желание захватить кафедру митрополита всея Руси. Тут следует пояснить, что константинопольский патриарх полагал, что Русская митрополия должна быть едина, что русские православные люди должны владеть одного митрополита. Но патриарху было глубоко безразлично, будет ли этот митрополит другом Москвы, Литвы или Твери. Роль константинопольского владыки до сих пор детально не освещена в отечественной исторической литературе, а ведь, по мнению Г. М. Прохорова, именно Филофей пытался предотвратить распад древнерусской народности на русских, украинцев и белорусов2 . С подобными идеями пришёл на Русь и Киприан. Выслушав две точки зрения, патриарший посланник принял решение не в пользу митрополита Алексия, сразу получив ярлык “литовского креатуру” и завоевав искреннюю ненависть князя Дмитрия Ивановича. Московская версия событий свидетельствовала о преступлениях против митрополита Алексия в Литве, литовская не лишь напоминала о пастырском забвении православных в Литве, но и опиралась на угрозы Ольгерда перекрестить православных в латинскую веру.
Филофей зачислил своеобразное решение – престарелого митрополита Алексия с кафедры не сводить, но назначить ему преемника, который по смерти владыки объединит под своим управлением великорусскую и литовскую доли митрополии. Им и стал уже имевший опыт в разбирательстве русско-литовских дел иеромонах Киприан. 2 декабря 1375 года он был рукоположен в митрополита Киевского и Литовского (с правом на всю Русь после кончины Алексия, которому на тот момент было 83 года)3.
Когда патриарх послал вторую группу следователей, никто на Москве не подтверждал обвинения в адрес фактического главу правительства. Это и понятно – Алексия почитали как отца родного. Можно представить, как подействовал на князя Дмитрия поступок Киприана, от какого, по первому впечатлению, он не ждал ничего дурного для себя и своего воспитателя-митрополита. В Москве заявляли, что все обвинения против Алексия являются вымыслом и клеветой, но патриарх в своём решении был непреклонен.
Митрополит Алексий скончался утром 12 февраля 1378 года, у Дмитрия Ивановича уже был претендент на кафедру. Первоначальное желание князя видеть на этом посту троицкого игумена Сергия натолкнулось на противодействие заключительного. Преподобный полагал, что патриаршее решение является более весомым аргументом, чем личная неприязнь князя к Киприану.
Никакие уговоры не могли сломать решимости троицкого старца – он отказался от титула митрополита и выступил за союз двух частей Русской митрополии. Тогда Дмитрий пошёл по скандальному пути: кандидатом на митрополичий престол стал его собственный духовник поп Дмитрий, сделавшийся в монашестве Михаилом (более известный как Митяй). Не исключено, что предварительно Дмитрий Иванович получил на данное поставление разрешение патриарха. Дело в том, что в сентябре 1376 года Филофей был низвергнут с престола в ходе византийской внутриполитической борьбы, а его место занял Макарий, который не был избран собором.
Ещё 16 апреля 1376 года, когда Алексий был жив, Михаил (Митяй) свершил головокружительную карьеру. Он в один день из священника превратился в монаха, а через несколько часов был поставлен архимандритом кремлёвского Спасского монастыря. То, что обряд совершал Елисей Чечётка, настоятель Чудова монастыря, основанного в своё пора митрополитом Алексием, означало фактическое одобрение владыкой скандальных действий князя4.
Киприан, вероятно подозревая о действиях враждебно настроенного князя, по пути в Москву заручился поддержкой двух влиятельных настоятелей – Сергия Радонежского и Феодора Симоновского, отписав им послание, датированное 3 июня 1378 года. Те было устремили навстречу новому митрополиту послов, однако князь Дмитрий повелел посольство воротить. О дальнейших событиях мы можем разузнать из второго послания Киприана Сергию и Феодору от 23 июня.
На пути в Москву Дмитрий Иванович расставил заставы, чтобы не допустить в стольный град ненавистного болгарина, однако Киприан их обогнул и тайно пробрался в Москву, где по приказанию князя был схвачен боярином Никифором, ограблен, обруган и заперт в сырую клеть. Затем слуг митрополита, именуя их “литвинами”, посадили на избитых кляч без сёдел и выставили из Москвы. На следующий день за слугами последовал голодный Киприан, истина лошадь ему дали под седлом. Народ о действиях князя ничего не узнал, как, впрочем, и о том, что Киприан отлучил Дмитрия от церкви.
Несмотря на отлучение, князь остался доволен. Разыгранное действо повторило те гонения, какие митрополит Алексий перенёс в Литве в 1358 году. Во второй раз Киприан появился в Москве лишь 23 мая 1381 года. После постыдного изгнания врага Дмитрий решился наконец отправить Митяя в Константинополь за поставлением в митрополиты, но ситуация в Царьграде резко изменилась – с престола низвергли поддерживавшего Митяя Макария. Сам же Митяй успел вызвать недовольство со стороны преподобного Сергия, Феодора Симоновского и Дионисия Суздальского. Заключительная фигура заслуживает отдельного внимания. Между Митяем и суздальским епископом состоялась бурная перепалка, в ходе которой оскорбления сыпались с обеих сторонок. Дионисий, имевший связи при патриаршем дворе, не признал первенство бывшего княжеского духовника, а Митяй, в свою очередь, обещал после возвращения из Царьграда сделать Дионисия “ниже попа”. Дмитрий наверняка думал о возможностях Дионисия Суздальского и в Константинополь ему ехать запретил, для надёжности заперев суздальского владыку. Но Сергий Радонежский настоял на освобождении епископа, выступив его поручителем.
Весной 1379 года в Константинополь двинулся Киприан, в июле туда же нёсся выпущенный “на поруки” Дионисий, а князю Дмитрию ничего не оставалось, как вдогонку за конкурентами послать Митяя. Своё негодование Дмитрий выместил на оставшемся в России преподобном Сергии. Сергий, впрочем, тоже был на князя разобижен, предсказал смерть Митяя по пути в Константинополь, а сам удалился в Троицу.
Размолвка между Дмитрием и Сергием, по мнению В. А. Кучкина, продолжалась до 1385 года. Сергий не крестил сыновей князя Симеона и Андрея, родившихся в 1379 и 1382 годах, а от нашествия Тохтамыша преподобный укрылся в Твери совместно с Киприаном, а не в Костроме с Дмитрием. Фактом примирения можно считать крестины княжеского сына Петра, которые состоялись 29 июня 1385 года5.
Разбирательство русских дел вывалилось на долю избранного в июне 1380 года нового патриарха – Нила. К тому времени наречённый митрополитом Михаил скончался ещё до прибытия в Константинополь (сбылось пророчество Сергия Радонежского), а на митрополичий престол московское посольство без согласования с князем выдвинуло архимандрита Пимена Переяславского. Новоиспеченный патриарх поначалу не понимал необходимости поставления на Русь ещё одного митрополита вместе с Киприаном, но московские послы доходчиво разъяснили вину ненавистного болгарина, подкрепив свои аргументы солидной финансовой помощью патриаршему престолу и членам собора. Решение патриарха Нила потрясло всех оригинальностью. Он изобрёл два новых титула. Киприан был поставлен митрополитом Киевским, Литовским и Малой Руси, а самозванец Пимен сделался называться митрополитом Киевским (читай – Владимирским) и Великой Руси. До крайности расстроенный Киприан отбыл в Киев.
В феврале 1381 года великий князь Дмитрий наконец разузнал о смерти любимого Митяя и самовольном поставлении Пимена в митрополиты. Гнев князя был настолько велик, что он послал в Киев за Киприаном. К этому, вероятно, его склонял и новоиспеченный духовный отец, друг Киприана и племянник Сергия – Феодор Симоновский. Его и послали за ранее гонимым владыкой. 23 мая 1381 года Киприан, на этот раз с почестями, был противен в Москве великим князем, духовенством, боярами и множеством народа. Но не надо думать, что примирение двух врагов было открытым. Феодор больше года готовил почву для возвращения Киприана, а смерть княжеского сына Семёна 11 сентября 1379 года сделала князя немало религиозным.
Суровым гонениям на этот раз подвергся не Киприан, а самозванец Пимен, заявившийся в Москву в декабре 1381 года. С него сорвали митрополичий клобук и послали в ссылку в Чухлому. Действия князя вызвали, в свою очередь, гнев патриарха Нила, который в своих посланиях раз за разом призывал зачислить на престоле Пимена, а Киприана удалить, разрушая таким образом многолетнюю работу Феодора Симоновского по примирению двух неприятелей.
В августе 1382 года войска Тохтамыша разорили и сожгли Москву. За два дня до этого Киприан спешно покинул город. Увозя с собой от неминуемой опасности великую княгиню Евдокию, он направился в Тверь, где и был с давним врагом Москвы и родственником Ольгерда тверским князем Михаилом Александровичем. Туда же прибыл и преподобный Сергий.
Примирение с Пименом, как и ранее с Киприаном, не было открытым. Для поставления в митрополиты Дмитрий отправил в Константинополь следующего кандидата, Дионисия Суздальского, а против Пимена началось патриаршее расследование. Уместно, именно Дионисий, вернувшийся из Царьграда, в лицах и красках рассказал Дмитрию о незаконном поставлении самозванца после смерти Митяя.
Пимена низложили в 1384 году патриаршие послы, чуть ранее Дионисий был рукоположен в митрополиты. Представлялось, всё для Дмитрия Ивановича складывалось удачно, но случай опять вмешался в дела Русской митрополии. Возвращавшийся из Константинополя Дионисий был подхвачен в Киеве людьми князя Владимира Ольгердовича, а 15 октября 1385 года скончался в литовском плену. Судьба опять сыграла с Дмитрием Донским злобную шутку: единственным живым и законным митрополитом на Руси в конце концов остался ненавистный Киприан.
В 1386 году на западных рубежах Руси состоялась встреча митрополита Киприана и князя Василия Дмитриевича. В отличие от папу Василий к Литве ненависти не питал. Княжич стал центром притяжения сил, недовольных однобокой политикой Дмитрия и прокатолической позицией новоиспеченного польского короля, литовского князя Ягайло.
История ненависти закончилась в 1389 году. В феврале новый патриарх Константинопольский Антоний постановил, что один-единственным митрополитом Киевским и всея Руси является Киприан. 19 мая скончался Дмитрий Иванович Донской, 11 сентября в Халкидоне помер бывший митрополит Пимен.
Великий князь Василий I принял митрополита Киприана в Москве с великой честью в марте 1390 года, а немного чем через год (9 января 1391 года) состоялась свадьба Василия Дмитриевича и Софьи Витовтовны, дочери великого князя литовского.
До своей кончины в 1406 году Киприан руководил единой Русской митрополией, стяжав славу писателя и переводчика. Его канонизировали как святого Русской храмы.
- 1. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 3. Гл. 7.
- 2. Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. М. 1978.
- 3. Митр. Макарий (Булгаков). История Русской храмы. М. 1996. Т. III. С. 47.
- 4. Кучкин В. А. Сергий Радонежский и борьба за митрополичью кафедру…//Культура славян и Русь. М. 1998.
- 5. Его же. Сергий Радонежский//Проблемы истории. 1992. № 10.
- Авторская версия статьи без сокращений – https://m.vk.com/@896696-balovnev-da-luchshii-vrag-dmitriya-donskogo-rodina-2006-12
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о натуральном
подписаться