Рыцари и тактика Столетней брани: битвы на море

Рыцари и тактика Столетней брани: битвы на море
Битва при Слёйсе. Гравюра Эдмунда Эванса из иллюстрированных «Хроник Англии с 55 г. до Р. Х. по 1485 г.» Джеймса Дойла. 1864 г.

«Это было славное, крепкое судно, закрытое палубой на носу
и посредине и открытое на корме. Одномачтовое, оно по роду своей оснастки
было чем-то посредственным между фелюгой и люггером. По-видимому,
дела шкипера Арблестера шли превосходно, так как бочонки с французским вином
заполняли весь трюм. А в махонькой каюте, кроме образа девы Марии,
который свидетельствовал о набожности капитана,
находились запертые сундуки, которые сообщали о его богатстве и запасливости
».
«Черная стрела» Р. Л. Стивенсон

Военная история стран и народов. В XIV веке море также стало пунктом ожесточенных сражений, причем самая большая военная активность имела место в Ла-Манше, хотя многие сражения случились также в бурном Бискайском заливе. Причем самое интересное, что корабли начала XIV века не были предназначены для боя, в особенности оборонительного. Военные корабли, если их можно наименовать таковыми, были устроены таким образом, чтобы с их помощью можно было бы нападать на торговые суда, а также транспортировать войска для рейдов на прибрежные земли противника. Очень широко было распространено каперство и пиратство, а также нападения на одиночные корабля или же на небольшие группы неприятельских кораблей, стоявших на якоре.

Рыцари и тактика Столетней брани: битвы на море
Одним из ценнейших источников наших знаний о Столетней войне являются «Хроники Фруассара». Вот одна из страниц манускрипта 1470 года с отличной иллюстрацией битвы при Слёйсе. (Их обозначение в Национальной библиотеке Франции в Париже – Français 2643–2646)
Типичным судном северных морей в это пора был когг – высокобортный, короткий, но широкий корабль, с надстройками на корме и на носу. Эти надстройки имели также деревянные борта из тучных досок, нередко с зубцами, похожими на зубцы башен и стен средневековых крепостей, за которыми было удобно укрываться стрелкам – арбалетчикам и лучникам, и какие именно поэтому назывались «кастли» («замки»). Таким образом воины, находившиеся на когге, могли с достаточным удобством работать разом и с кормы, и с носа этой плавучей деревянной крепости. Еще одна «огневая точка» находилась на мачте, где в «вороньем гнезде» могли быть 3–4 лучника. Большой прямоугольный парус не позволял круто лавировать к ветру, но зато эти суда уже имели настоящий руль, тогда как на кораблях Средиземного моря все еще использовались рулевые весла.

И французы, и их союзники-испанцы плавали также на галерах – более мощных парусно-гребных военных судах, которые, однако, не были приспособлены для плавания в условиях суровых северных морей. В знаменитом Кло де Гале в Руане занимались еще и стройкой многих видов кораблей, таких как батели, бателины, баржи, коки и когги.

Рыцари и тактика Столетней брани: битвы на море
Миниатюра со страницы из «Хроники Фруассара» крупно. Слева английский флагман «Томас», на палубе какого в позолоченных доспехах и геральдическим джупоне мы видим самого короля Эдуарда. Бой идет на всех трех судах справа. Лучники (арбалетчиков что-то не видать!) стреляют по врагам в упор. Раненных выбрасывают за борт. Но, будучи в тяжелых шлемах, они прямо головой вниз и тонут. Шлемы у бойцов относятся к типу «немецкий салад» и «французский салад», то есть салад с забралом, есть бацинеты, но без забрала. Бьются мечами, меч-бастард лишь у одного. Поверх доспехов на воинах надеты разноцветные куртки из ткани (джупоны).
Естественно, что все члены экипажа судна того поре так или иначе были вооружены. Например, доспехи и вооружение экипажа небольшого галиота в 1330 году могло состоять из кольчуг, гамбезонов, щитов различной формы, шлемов-бацинетов, ну, и конечно, у него были арбалеты со стрелами, луки и копья. Экипажи более крупных судов-нефов имели вылитее вооружение. На галерах у воинов имелись и тяжелые шлемы бацинеты, и шлемы-капелины. Надевать все это требовалось быстро, равно как и снимать, поскольку, очутившись в воде, будучи облаченным в доспехи, воин не имел ни малейшего шанса спастись и камнем шел на дно.

Рыцари и тактика Столетней брани: битвы на море
Сражение на море. Иллюстрация из неаполитанской манускрипты начала XIV века, Италия. Анонимный художник. На данной иллюстрации обращает на себя внимание любопытный факт: рыцари в целиком закрытых шлемах стреляют из луков. Помимо того, что это неудобно, пользоваться луком в бою против христиан считалось для рыцаря делом постыдным. Или на море это допускалось? Но тогда почему бы им не снять с головы шлемы? Скорее всего, иллюстратор рыцарей видел, а вот как они сражаются на море – не воображал. Британская библиотека, Лондон

Сражение при Слёйсе

Самым известным, пожалуй, в истории морских битв Столетней войны сделалось морское сражение при Слёйсе, случившееся 22 июня 1340 года.

Король Англии Эдуард III для нападения на противника предварительно скопил максимально возможное число кораблей. В «Хрониках» Жана Фруассара указывается, что он имел 120 кораблей, нефов и баланжье, на борту каких находилось 4 000 латников и еще 12 000 лучников.

Тут надо учитывать, что в первой половине XIV века Англия не была морской державой, а ее флот мощно уступал и испанскому, и французскому, и также фламандскому.

Собственно, это сборище реквизированных каботажных судов и флотом-то не было, к тому же еще и заключалось из небольших одномачтовых рыболовных и торговых судов. В боевые корабли они переоборудовались очень просто: ярко раскрашивались, а на носу и на корме устраивались кастли и военные марсы на мачтах.

Самыми большими кораблями Эдуарда были флагманский неф «Томас» и «Михаил», но даже и их водоизмещение не превышало 250 тонн. Впрочем, есть данные, что в количественном отношении английский флот превосходил французский и что в нем насчитывалось около 250 кораблей, хотя и в большинстве своем меньших по размерам, чем французские.

Английский флот подошел к бухте Слёйса 23 июня. Тут находился объединенный флот французов, испанцев, генуэзцев и фламандцев из 200 кораблей, самым крупным из которых был неф «Кристофль», уместно, ранее захваченный у англичан. Другие корабли имели меньшие размеры, но тем не менее имели на борту по 150–200 человек в целом вооружении. Были и совсем небольшие суда. Например, неф «Успение Богоматери» имел на борту лишь 80 моряков и боец.

Кроме судов типа когг, у союзников было около четырех десятков генуэзских галер, составлявших вторую черту. Что же касается численности, то Фруассар определял ее, включая нормандцев, пикардийцев и генуэзцев, в 40 000 человек, но, скорее всего, это преувеличение.

Рыцари и тактика Столетней брани: битвы на море
«Хроники Фруассара». Английский капитан Роберт Ноллес, правящий кораблем. Национальная библиотека Франции в Париже
Во главе английского флота стоял сам король Эдуард III, а также два адмирала Роберт Морли и Ричард Фицалан. Французским флотом, в каком было три эскадры, руководил адмирал Гуго Кирье, а также адмиралы Николя Бегюше и генуэзец Барбавера.

Французский флот, стоявший на якорях, был выстроен в четыре черты и, разумеется, в самой первой стояли и самые большие, и наиболее крупные корабли, на которых располагались генуэзские арбалетчики. Британцы построили флот в три линии, с наиболее крупными кораблями в центре. Здесь же находился и флагманский корабль Эдуарда III неф «Томас».

Сражение завязалось 24 июня.

Гуго Кирье в лучших традициях тогдашней войны решил заградить путь в бухту Звин, куда как раз и сходили пристани порта Брюгге, цепями, протянув их от одного берега до другого через корабли. Получилась настоящая «деревянная стена», но британцы тем не менее этого не испугались, атаковали французов в лоб и начали сталкиваться с ними на абордаж. Несмотря на отчаянное сопротивление, им удалось завладеть флагман «Кристофль», после чего они просто выбросили за борт всю его генуэзскую команду, а сами расположили на нем своих лучников.

Рыцари и тактика Столетней брани: битвы на море
Битва при Кадсане между британцами и фламандцами в 1337 году. «Хроники Фруассара». Национальная библиотека Франции в Париже
Битва, продолжавшаяся весь день, в итоге закончилась целым поражением французов. Сыграла роль маневренность английских судов, не скованных цепью, что позволяло 2–3 кораблям наваливаться на одного «француза». Существенную роль сыграла и гораздо более высокая скорострельность английских лучников, по сравнению со стрелками, вооруженными арбалетами, а также пращников с пращами. Приводятся различные эти по потерям французов, но в целом они оцениваются в 16 000–18 000 человек.

Правила рыцарской войны не соблюдались совершенно.

Адмирал Кирье был обезглавлен, Бегюше взяли в плен и… повесили, словно разбойника, на мачте, а Барбавере уложили, а труп выбросили с корабля в море.

«Если бы Бог дал рыбе возможность говорить, то она заговорила бы по-французски, так как съела очень много французов»,
– трунили после этой битвы англичане! Хотя победа досталась им тоже отнюдь не дешево. Тяжело ранен был даже сам король Эдуард III.

Удобопонятно, что после такого разгрома, французы уже не могли высадить свои войска во Англии, однако они не потеряли возможность строить корабля и пополнять ими свой флот. Кроме того, многие суда нанимались за плату вместе с экипажем. Например, запись из арсенала Клоде Гале демонстрирует, что в 1346–1347 годах была нанята генуэзская галера под названием «Санта Мария», имевшая команду в 210 человек, вводя капитана («мастера») Кретьена де Гримо, трех офицеров – комита (comité), су-комита (souz comité) и священника; и всех прочих членов ее команды, из матросов и арбалетчиков. А десятью годами запоздалее в Руане был подготовлен еще один флот, в который входило десять галер, пять больших барж и три небольших баргота (bargots), какой должен был доставлять продовольствие береговым крепостям.

Рыцари и тактика Столетней брани: битвы на море
Возвращение в Англию Изабеллы Французской. Очень наглядно показан корабль. «Хроники Фруассара». Национальная библиотека Франции в Париже
Тем не немного даже такая рутинная служба могла привести к морским боевым столкновениям. Хотя встречи неприятельских кораблей на море в то пора практически всегда происходила случайно. Бой начинался с перестрелки из арбалетов, после чего корабли шли на абордаж. Обычно арбалетчики и лучники занимали позиции на рослых кастлях, на носу и на корме, поскольку оттуда было удобно вести огонь по противнику. Тут преимущество получали те, чьи кастли бывальщины выше, а их деревянные борта – толще.

Кроме того, с высоких кастлей было легче оказать сопротивление противнику, захватившему корабельную палубу, ведь всходить на них требовалось по высоким лестницам. Из-за плохой связи между несколькими кораблями ими трудно было управлять, а уж о проведении сложных маневров всем флотом нечего было и размышлять. К 1377 году стало считаться необходимым иметь на борту любого крупного суда по крайней мере два больших орудия, какие должны были стрелять уже не каменными, а свинцовыми ядрами. При этом орудия были обычно казнозарядными и имели в запасе разом по несколько уже заряженных сменных камор, что позволяло поддерживать достаточно высокий темп стрельбы и не требовало выдвигать пушки из портов для заряжания. А вот камнеметные машины из-за тесноты кастлей на них утилитарны никогда не устанавливались.

Обычной тактикой англичан были крупномасштабные рейды на французскую территорию, на что французы, со своей стороны, отвечали им набегами с моря на отдельные береговые города. При этом вглубь территории французы, как правило, не углублялись.

Так, в 1338 году были совершены успешные набеговые операции калечив города Портсмут и острова Уайт, в 1360 году – нападение на Уинчелси, затем опять на Портсмут в 1369 году, на несколько портов между Портсмутом и Реем – в 1377 году, а также на Грейвсенд в 1380 году. Кроме того, французские и шотландские корабли работали против англичан и на Северном море, и вдоль всего западного побережья Британии.

Рыцари и тактика Столетней брани: битвы на море
Осада Турнэ Эдуардом III в 1340 году. Без плавсредств – никуда! «Хроники Фруассара». Национальная библиотека Франции в Париже
В цельном из-за ветров, господствующих в Ла-Манше, и расположенных в проливе гаваней, французы не могли серьезным образом угрожать английским коммуникациям. Свою роль в этом также сыграло и разгром при Слёйсе, и особенно захват англичанами Кале в 1347 году.

Но Франция по-прежнему продолжала оставаться крупной морской державой и даже посылала морские экспедиции. Так, такой экспедицией стало плавание Жана IV де Бетанкура с целью завоевания Канарских островов в 1402 году.

P. S.

Рыцари и тактика Столетней брани: битвы на море
Очень увлекательную модель судна «Томас» выпускает фирма «Звезда в масштабе 1:72…
Продолжение следует…

>