Рыцари Столетней брани: набеги, замки и осады

Рыцари Столетней брани: набеги, замки и осады
Жанна Д’Арк въезжает в освобожденный Орлеан. Иллюстрация из учебника истории Посредственных веков для 6-го класса Ф. П. Коровкина. Реалии эпохи переданы просто замечательно!

Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина,
взял меч его и достал его из ножен,
ударил его и отсек им голову его;
Филистимляне, увидев, что силач их умер,
побежали.

Первая книга Царств 17:51
Военная история краёв и народов. Что касается рыцарских поединков, то они теперь происходили несколько иначе, чем прежде.

До Столетней войны ставка в индивидуальном бою основным образом делалась на силу. Однако рыцарь этого времени уже не представлял собой гору мускулов, не столько полагался на их мощь, сколько на свое умение владеть оружием.

Рыцарь тренировался с младенчества, это мы знаем. Но теперь эти тренировки по развитию мастерства ведения боя все больше и больше начинали походить на тренировки бойцов коммандос сегодняшнего дня. Так, в бою на мечах усердствовали использовать разнообразные колющие и рубящие удары, а когда всадники сражались на копьях, то особое внимание уделялось тому, чтобы научить человека преодолевать присущую ему привычку за мгновение до удара отводить глаза в сторону. Ну и, конечно, все понимали необходимость постоянных тренировок и подбора оружия по длани.

Рыцари Столетней брани: набеги, замки и осады
Французские всадники 1415–1435 гг.: фигура в центре – Жанна д’Арк, без сомнения, была лидером, способным повести людей за собой и вдохновить их на войну, хотя используемые ее армией новинки в области военного дела проводили в жизнь ее более приземленные соратники – мужчины. Тут Жанна показана в типичном для женщин среднего класса тех лет костюме. Волосы ее распущены и не покрыты головным убором, что символизирует ее непорочный статус Девы. На боку ее висит меч. В основу изображенного стягу, которое мы видим в руках бретонского латника на заднем плане, положен небольшой рисунок, сделанный при жизни Жанны, а основой для изображения на ее щите сделались письменные источники; фигура слева: рыцарь в нарядном костюме – это Гийом де Флави, капитан роты, сражавшейся на стороне Жанны. На нем камзол с пышными протоками, надетый поверх полных пластинчатых доспехов и расшитая жемчугом шапка. Его «большой бацинет» стоит у ног наготове. На бедре рыцаря висит кинжал-баллок. Для рукопашного пешего боя он мог бы использовать меч и алебарду; фигура справа – бретонский рыцарь 1450 года. К половине XV века большинство рыцарей уже не носило юрко, но сохранилось несколько изображений, на которых они носят то, что можно было бы назвать «национальными знаками отличия». В этом случае это кусок ткани, в форме перевернутой буквы «Т» и черный крест Бретани. Его доспехи состоят из салада с забралом и бевором, плюмаж из алых перьев соединен с позолоченным зажимом на верхушке забрала, а также полной кирасы итальянского стиля и доспехов для рук и ног. Доспехи украшены позолоченными заклепками. Рис. Ангуса Макбрайда
Рыцари Столетней брани: набеги, замки и осады
Один-единственный прижизненный портрет Жанны д’Арк, датированный 10 мая 1429 г. Рисунок из Registre du Conseil du Parlement de Paris. Национальный архив Франции, Париж
В ходе другой фазы Столетней войны древняя рыцарская культура и реалии современной войны привели к конфликту, который французская ведать очень тяжело переживала. Ведь законы рыцарской чести гласили, что невозможно ответить отказом на вызов врага, в то пора как горький опыт поражений прошлого показывал, что подчас это просто необходимо.

И как все это было примирить с идеалами рыцарства?

Размышления на эту тему занимали тогда немало французских военачальников, которым приходилось, походя, ломать старые стереотипы своего поведения и вырабатывать новые.

Рыцари Столетней брани: набеги, замки и осады
А теперь посмотрим на полотно Жана Огюста Доминика Энгра «Жанна д’Арк на коронации Карла VII», 1854 г. Явно художник не был знатоком истории оружия. Ну что это за тяпка для капусты висит у Девы на боку? Да и шлем – явно геральдический, но никак не боевой!
Рыцари Столетней брани: набеги, замки и осады
Скульптурное изображение Жанны из базилики св. Назария и Цельсия в Каркассоне. Впрочем, шлем отчего-то тоже на нем подкачал… Фото автора
Сама жизнь показала, например, необходимость тяжеловооруженным всадникам сражаться пешими. И желая это многим и казалось странным, им приходилось биться именно так. Впрочем, многие думали, что «это временно» и рыцари вскоре по-прежнему будут воевать верхом, поэтому количество всадников во французской армии продолжало увеличиваться.

Как и раньше, военные кампании состояли из набегов на суше и на море, стычек и осад, в каких участие лучников и арбалетчиков стало просто жизненно необходимым. Зато столь популярные еще совсем недавно крупные сражения утеряли былое значение, пусть даже и победы в них, как прежде, очень сильно поднимали боевой дух французов.

Уже отмечалось, что бои теперь все пуще вели спешившиеся латники в полном рыцарском вооружении. Это потребовало изменения в вооружении. Теперь они сражались не только мечами и долгими копьями, но и укороченными копьями, булавами, шестоперами и топорами. Целью боевых столкновений стал, например, контроль над удобной речной перевозом, мостом, или даже перекрестком дорог, в особенности если там находилось поселение, которое можно было использовать в качестве военной базы.

Пользуясь знанием места, французы часто устраивали нападения на английские колонны по ночам, а те, в свою очередь, передвигались по ночам, поскольку идти в доспехах было не горячо!

Нападали на них силами небольших отрядов, а гарнизон осажденных замков теперь не только лишь отсиживался за стенами, но и, в случае нападения такового вот отряда на противника, пытался, пользуясь тьмой, в свою очередь, разгромить лагерь осаждающих и поджечь его метательные машины.

Рыцари Столетней брани: набеги, замки и осады
«Турнир в Кале в 1389 году». Поединок сира де Клари и английского рыцаря Пьера де Куртоне. Иллюстрация из «Хроники Фруассара». Национальная библиотека Франции. Париж. Оба участника облачены в целые рыцарские доспехи. Впрочем, это издание иллюстрировалось спустя сто лет (самая известная версия была выполнена в 1470 году искусниками из Брюгге), и подобное видение художником реалий столетней давности не удивительно…
Однако более типичную картину представляли собой опустошительные набеги британцев, проводимые ими на большей части территории Франции. Они предпринимались не только для захвата добычи, но и с целью втянуть французов в открытые сражения, каких французский король и его военачальники как раз и старались избегать.

Обычно французские гарнизоны оставались неуязвимыми для нападений англичан, но для простых людей эти набеги бывальщины настоящим кошмаром. В песенке из «Песенника Байе» звучит жалоба:

«В герцогстве Нормандском так много грабителей, что никто не живет в достатке. Попросим Господа о мире на нормандской земле».
Рыцари Столетней брани: набеги, замки и осады
Костюмированное представление у крепости Каркассон. Костюмы участников исключительно реалистичны. Кажется, что они перенесены в наши дни на «машине поре»

Укрепления

В середине XIV века артиллерия еще не достигла такого уровня, чтобы давать нападающей стороне решительное преимущество при ведении осадных поступков. Кроме того, пушками могла воспользоваться и обороняющаяся сторона. Поскольку английские армии в открытых сражениях имели открытое преимущество, французский король приказал в 1358 и 1367 годах провести инвентаризацию всех укрепленных сооружений, чтобы в дальнейшем вести брань, опираясь на эти укрепленные места.

Рыцари Столетней брани: набеги, замки и осады
Тем не менее именно в конце Столетней войны рыцари получили уже полностью металлические доспехи, в каких не было даже кольчужного оплечья. Правда, представленные на этом фото доспехи появились позднее, в XVI веке. Государственный Эрмитаж. Фото автора
В нательнее части списка оказались укрепленные церкви, которые были особенно распространены на юге и западе Франции. К числу других оборонительных сооружений относились укрепленные поселки, дома и палы – тоже дома, но соединенные стенами.

Терминология XV века была достаточно запутанной.

Так каструм (castrum) мог означать и замок, и укрепленную храм или укрепленный дом; «репериум» (rерауrium) представлял собой поселок, расположенный в защищенной естественными препятствиями местности; «туррис» (turris) или «тор» (tor) – военную башню любой формы; «бастида» (bastida) – новую деревню или город, в котором не было необходимости возводить укрепления; «донго» (dongo) – термин, использовавшийся на юге края для обозначения главной башни средневекового замка; «боргада» (borgada) – укрепленный город или большая деревня; «мота» (mota) – пункт, обнесенное рвом с водой.

Рыцари Столетней брани: набеги, замки и осады
Осада замков была делом долгим, но зато относительно безопасным. А вот штурмовать замок или крепостные стены города означало осудить себя на огромные потери. На этой иллюстрации из «Хроники Фруассара» изображен штурм Бреста 1386 года. Хорошо видать, сколько убитых валяется под его стенами. Национальная библиотека Франции. Париж
Конечно, наиболее важное место среди оборонительных сооружений занимали укрепленные города. Народонаселение их периодически сокращалось после эпидемий, но быстро восстанавливалось за счет притока из деревень. Города тесно взаимодействовали, помогая товарищ другу при обороне военной силой, припасами и информацией. В неспокойные времена в окрестности городов рассылались лазутчики, готовые подать сигнал тревоги при поддержки дыма, колоколов, флагов или иными способами. Так же взаимодействовали и деревни. Сеньоры тоже обменивались информацией с представителями городов.

Основной целью было получение информации о перемещениях войск, а также о том, кто готов к выплате «пати» (patis) – дани, какую они требовали за охрану. Как свидетельствуют сохранившиеся документы, сведения о силе и действиях противника могли быть чрезвычайно точными.

Попечение о расширении и обновлении укреплений была чрезвычайно важна, хотя она и требовала больших затрат. Репутация «неприступного города» не лишь помогала держать врагов на расстоянии, но и была крайне важна для развития торговли. Поэтому укрепление городов было выгодным капиталовложением.

После получения королевского согласия необходимая для укреплений земля отчуждалась в принудительном распорядке. За разрушенные дома и виноградники выплачивалась компенсация, на этом процесс юридического переоформления завершался. Возрастал специальный налог «фестаж» (festage). Для стройки использовались местные людские ресурсы и материалы, хотя могли привлекаться и специалисты со стороны. Народ проявлял большую заинтересованность в том, чтобы новоиспеченные укрепления выглядели эстетично, поскольку от этого зависел престиж города.

Высшая знать несла ответственность за модернизацию укреплений. Коротаемые мероприятия включали строительство новых мощных городских ворот и укреплений и использовались династиями местных феодалов для поднятия своего престижа. Так, герцог Беррийский не просто укрепил свой замок в Бурбон л’Аршамбо массивными башнями, но и построил новый великолепный обеденный зал. Для знати было чрезвычайно важно поддерживать свой высокий статус демонстрацией роскоши.

Рыцари Столетней брани: набеги, замки и осады
Типичные средства защиты и оружие рядовых бойцов периода Столетней войны: шлемы салад, кольчуга, кинжалы рондель и алебарды с крючьями. В нижней части витрины – болты (стрелы к арбалетам) и каменные основы к пушкам. Фото автора
В любом случае война, тем более такая, как Столетняя, требовала колоссальных доходов и расходов. До нас дошло, так, несколько подробных списков в записках Кристин де Пизан, относящихся по времени приблизительно к 1408 году, с перечислением всего того, что требовалось для обороны замков того поре.

У нее также написано, что для гарнизона из 200 воинов нужно было иметь 24 небольших арбалета (arbalètes â tillole), 6 стенных арбалетов (arbalètes â tour), 24 поясных арбалета (arbalètes â croc), 20 луков, 2 или 3 эспрингаля, 37 200 арбалетных болтов, а также 72 копья, две небольшие бриколи (bricoles), разновидность требушета (trebuchet) и две куилары (couillars), вероятно, также представлявшие собой камнеметные машины, но лишь другого типа; 12 пушек (cannons perriers), а к ним в запас 200 штук каменных ядер, 400 пыжей (tampons), от 1 000 до 1 500 фунтов (250–380 кг) пороха и 3 000 фунтов (возле 72 кг) свинца для литья пуль.

Чтобы успешно осаждать такой замок требовалось: 600 плотников и 600 помощников, 2 000 саперов (pioneers), 330 различных арбалетов, 300 луков, 262 000 стрел для луков и арбалетных болтов, 400 военных топоров, 4 «летательные машины» (engins volants – «энжан волан», возможно, так назывались камнеметные машины либо устройства, помогавшие взбираться на стены), 4 куилары, 1000 камней, 128 пушек и 1 170 каменных ядер для них, 5 000 фунтов свинца для пуль и, наконец, 30 000 фунтов пороха. Очевидно, что для того, чтобы все это приготовить, скопить и доставить на место, требовались большие усилия и огромное количество труда.

Рыцари Столетней брани: набеги, замки и осады
Арбалет. Мог применяться и на охоте, и в бою. Венский императорский арсенал. Фото автора
А вот и конкретный образец: в июле 1415 года в небольшом замке Монтайю шли приготовления к возможной осаде. Гарнизон замка состоял из 32 боец, но считалось, что жители-мужчины ему помогут. Солдаты имели вооружение по списку, который был утвержден королевским сенешалем. И вот, что мы из него узнаем: вящая часть солдат гарнизона имела шлемы серьвильер или «генуэзские» бацинеты, однако доспехов они не имели. Зато у солдат бывальщины небольшие шиты. Кроме одного, все солдаты имели мечи. Некоторые были вооружены арбалетами, остальные – легкими дротиками-женетерами (genetaires).

В замке было возле 20 мощных арбалетов с большим запасом стрел. Самым значительным оборонительным сооружением замка была его главная башня – донжон, где жил его кастелян. Ниже располагался внутренний двор и круглая башня – барбакан с немало низкими стенами. Вокруг замка шел сухой ров, и он был вычищен, а непосредственно перед входом в главную башню был построен редут. Внутренний двор обитатели обнесли еще и деревянной стеной, а вдобавок защитили его тремя башнями, крыши которых были выложены из каменных плит (lozes).

В любой башне было установлено по небольшому орудию. По приказу сенешаля вдоль стен был устроен деревянный парапет для стрелков, а во внутреннем дворе перед воротами была выстроена еще и дополнительная стена, чтобы остановить прорвавшегося врага, в том случае, если тот сумеет проломить деревянные ворота с помощью пылающей повозки. Во внутреннем дворе были устроены и деревянные платформы-гериты (guérites), с которых солдаты гарнизона осматривали окрестности и могли бить по противнику с флангов.

Рыцари Столетней брани: набеги, замки и осады
«Пумхарт фон Штейр» – австрийская бомбарда, созданная в начале XV века в Лицене и являющаяся крупнейшей по калибру бомбардой, сделанной из кованых железных полос. Орудие сохранилось до наших дней и ныне экспонируется в Военно-историческом музее Вены
Соответственно, для того чтобы взять подобный замок, тоже требовалось немало людей и всевозможной «техники». Например, в 1406 году для атаки на Кале французы скопили 3 400 латников, 710 плотников (делать осадные машины), 1 860 саперов (рыть траншеи и проводить подрывные труды), а еще 322 возчика с соответствующим количеством повозок и 49 артиллеристов. На их попечении было 16 пушек из Буржа, три – из Утрехта, а также пушки из Голландии, Лимбурга, Брюсселя и Лувена. Итого для них запасли 2 750 каменных ядер и около 20 000 фунтов пороха.

Рыцари Столетней брани: набеги, замки и осады
Длительные осады никак не способствовали поддержанию дисциплины. Тоска провоцировала людей на пьянство, азартные игры и разврат. Но последний сурово наказывался, особенно мужеложство. Например, на этой иллюстрации из «Манесского кодекса» («Бургундская хроника») представлено сожжение на костре рыцаря Альбрехта фон Рапперсвиля вместе со своим оруженосцем, уличенных в содомском грехе. Центральная библиотека Цюриха
Причем, несмотря на существенное развитие артиллерии, престарелые камнеметные машины продолжали активно использоваться в течение всего XIV века. Например, 1377 году большой требушет французы привезли из Ла-Реоля под Бержерак, какой находился в руках англичан.

Продолжение следует…

>