Рыцари Столетней брани: первая униформа

Рыцари Столетней брани: первая униформа
«Бой тридцати 1351 г.». Октав Пенгийи Л’Харидон (1811–1872). 1857 г. Представлена схватка, ставшая со временем легендарной, произошедшая 27 марта 1351 г. и вошедшая во все анналы Столетней войны. А было так, что капитан замка сэр Ричард Бэмборо условился с капитаном замка Жосленом Робером де Бомануара о поединке «у дуба Ми-Вуа между Жосленом и Плоэрмелем близ поля ракитника». Разрешили, что каждая из сторон может выставить до 30 бойцов. С английской стороны англичан было лишь семь – Хью Кэлвли, Робер Ноллис, Томас Уолтон и Ричард де ла Ланд, эсквайр Джон Пессингтон, а также латники Дэгуорт и Джон Рассел, а все прочие очутились наёмниками из Фландрии, немецких земель и иных мест. У французов бились девять рыцарей и 21 оруженосец. Первая доля боя закончилась так: у англичан погибло два человека, включая Ричарда Бэмборо, а у французов четыре. Передохнув, воины продолжали схватку. И вот тут французский рыцарь Гийом де Монтобан, выйдя из боя, вспрыгнул на коня и бросился на англичан, которые сбились в тесную кучу, причём столь успешно, что опрокинул на землю семерых из них. Иные французы решили воспользоваться ситуацией и в итоге убили ещё девять англичан, а остальных взяли в плен. Жан Фруассар позднее написал, что «бойцы с обеих сторон держались столь доблестно, как если бы все они были Роландами и Оливье». Ну, кроме де Монтобана, разумеется!

Когда показались первые элементы униформы? Спорить можно долго, но то, что они массово стали использоваться в годы Столетней войны – несомненно.
«Почти все бывальщины одеты в цвета сэра Дэниэла – темнокрасный с синим, – и это придавало им нарядный вид, Те, которые были лучше вооружены, построились спереди, а сзади всех, в конце колонны, расположилось жалкое подкрепление, явившееся накануне вечером.»
«Черная стрела» Роберт Льюис Стивенсон

Военная история краёв и народов. Рыцари столкнулись с проблемой опознавания ещё в эпоху Крестовых походов, когда их собралось очень много, а вооружены и одеты все они бывальщины примерно одинаково. В то время большое значение имело опознавание по национальности, так как в походах принимали участие рыцари из разных краёв Европы, а выглядели они все примерно одинаково, примерно так, как это показано на миниатюре из рукописи Геррады Ландсбергской «Гортус делициарум» 1195 года.

Рыцари Столетней брани: первая униформа
Рыцари XII в. Миниатюра из манускрипты Геррады Ландсбергской «Гортус делициарум». 1195 г. Эльзасская библиотека банка Креди Мютюэль, Страсбург, Франция
Но только после первых двух походов, начиная с 1189 года алый крест стал исключительно знаком французов, англичане стали использовать белый крест, немцы выбрали традиционно черноволосый, итальянцы – крест жёлтый, а вот бельгийцы – крест зелёного цвета. Но это касалось лишь эмблем, нашитых на одежду. В целом же система опознавания рыцарей на поле боя на начин Столетней войны оставалась традиционно феодальной. То есть это был герб на щите, герб (или гербы) на конской попоне и соответствующие гербу украшения на шлеме.

Рыцари Столетней брани: первая униформа
«Битва тридцати» (1351). Миниатюра из «Сборника хроник из истории Бретани» Пьера ле Бу, 1480 г. Национальная библиотека Франции, Париж
А вот свита феодала уже основы понемногу одеваться в нечто однообразное по покрою и цвету. А так как на войну он прибывал в окружении слуг, то… возникла новая проблема: как отличать своих слуг от посторонних? Зелёные, синие, красно-синие короткие куртки-джупоны стали массовой одеждой «вспомогательных контингентов», не говоря уже о наёмниках, ну, скажем, всё тех же арбалетчиках из Генуи.

Потому приходилось перед боем укреплять на шлемах пучки соломы, наматывать повязки из белой ткани, что совершенно не гармонировало с обеспеченностью тех же рыцарских одежд, да и рыцарских слуг тоже.

Рыцари Столетней брани: первая униформа
Битва при Азенкуре. Миниатюра из «Хроник Сент-Олбанса» Томаса Уолсингема. XV в. Библиотека Ламбетского дворца, Лондон / Художественная библиотека Бриджмена
А дальше, по мере развития воинского искусства, роль пехоты стала расти, и ей тоже понадобились свои средства опознавания. А как было распознать французов приверженцев англичан, от французов сторонников… французов? Жан граф д’Арманьяк решил этот вопрос очень просто. Он приказал всем своим дворянам, равновелико как и просто сторонникам, и челяди носить на своей одежде прямые белые кресты. Белый крест, как символ Франции, упоминался с XIV в. Носили его и французские роялисты, воевавшие с бургиньонами в 1414 г. В середине XV века его стали использовать всё чаще и чаще. Так что со временем он стал своего рода противовесом алым крестам англичан и чёрным крестам бретонцев.

Таким образом вопрос с опознаванием решился очень просто. Когда на лазурную, красную, либо и вовсе посконную куртку нашивался белый крест любого размера, то было ясно, что перед тобой француз. Если же визави – точно такой же крест был из ткани красного цвета, то – англичанин.

Рыцари Столетней брани: первая униформа
Битва при Монтьеле, 1369 г. между франко-кастильскими войсками, поддерживающими Генриха II и армией правящего Педро Кастильского, в какой он же и погиб. «Хроника…» Жана Фруассара, 1470 г. Национальная библиотека Франции, Париж
Бургундцев отличал косой крест алого цвета. Последний использовался на штандартах в армиях герцогов Бургундских со времён Жана Санса Пера (1371-1419). А затем уже в Штатской войне между арманьяками и бургундами, где сражавшимся также пришлось столкнуться с английским и французским крестами, он очень пригодился, так как был совсем не похож на прямой крест, и с его распознаванием никаких проблем не возникало. Использование косого креста (креста св. Андрея) было признано Аррасским соглашением 1435 года и распространено по всему Бургундскому государству.

Рыцари Столетней брани: первая униформа
Сражение между англичанами и амьенцами. Последние в синих куртках с алыми крестами. «Хроника…» Жана Фруассара, 1470 г. Национальная библиотека Франции, Париж
В 1370 г. изменился и сам герб Франции, на каком количество лилий — старинной эмблемы французского королевского дома — сократили всего до трех. До этого лилии буквально усыпали рыцарский щит или стяг.

Ещё одной очень важной эмблемой для опознавания была орифламма — освящённое давней традицией одноцветное знамя Франции кроваво-красного краски. Вместе с другими королевскими знамёнами её хранили в Реймском соборе и доставали из него только при необходимости защитить королевство, или для защиты христианской веры.

Рыцари Столетней брани: первая униформа
Битва при Невилл-Кросс. Случилась во время Второй войны за независимость Шотландии 17 октября 1346 года, в 800 м к западу от Дарема, в Англии. Шотландская армия численностью 12 000 человек во главе с королём Давидом II была расшиблена английской армией численностью приблизительно 6 000–7 000 человек во главе с Ральфом Невиллом, лордом Невиллом. Битва была наименована в честь англосаксонского каменного креста, который стоял на холме, где стояли шотландцы. «Хроника…» Жана Фруассара, 1470 г. Национальная библиотека Франции, Париж
К оружиям идентификации на поле боя с французской стороны относились 4200 знамён из чёрной ткани, с вышитым серебряными или золотыми буквами словом Justice («правда»). Дофин Карл в 1411 г. во время войны с герцогом Бургундским вручал такие знамёна командирам своих отрядов. Однако ими дело отнюдь не исчерпывалось. Популярно, что в армии дофина был, например, флаг с изображением дельфина, и флаги с изображением святых: св. Михаила, в полном рыцарском вооружении поражающим ехидна, и св. Михаила – так же в полном вооружении и с обнажённым мечом в руке.

У англичан были свои характерные для них длиннохвостые штандарты, причём у любого из них возле древка находился белый прямоугольник с красным крестом св. Георга. Кроме того, использовалось королевское знамя: попарно поделённое на четыре поля полотнище красно-голубого цвета, с тремя золотыми леопардами в красных полях и золотыми лилиями (намёк на долженствующий быть английским французский престол!) в голубых.

Рыцари Столетней брани: первая униформа
Английские штандарты XV в.: 1 – короля Генриха V с 1415 г.; 2 – лорда Роберта Уиллогби с 1440 г.; 3 – сира Роберта Уоллеса с 1470 г.; 4 – графа Эдмунда Рооса с 1460 г.; 5 – сира Ральфа Гастингса с 1474 г.; 6 – сира Мейстера Гилфорда
Собственно в годы Столетней войны начинает возникать что-то вроде единой униформы, которую, например, вводят при королевском дворе и у крупных феодалов, где начинают употреблять одеждами определённых цветов и фасонов для того, чтобы выделить отдельные группы слуг или придворных. Так, сержанты-латники во время правления Карла V нередко облачались в одежды синего и чёрного цвета. В 1382 г. Карл VI решил развить «чувство локтя» среди своих приверженцев, и придумал, чтобы каждый член Компании Короля, начиная с него самого и заканчивая слугой самого низшего звания, и даже дамы, носили особые костюмы и использовали для одежды лишь определённые цвета и эмблемы. Причём только король и его советники могли разрешить, в какой момент можно было бы поменять эти костюмы.

Рыцари Столетней брани: первая униформа
Жанна д’Арк при осаде Парижа (1429). Миниатюра из «Вигилий на смерть короля Карла VII». Возле 1483 г. Национальная библиотека Франции, Париж
При этом большая часть эмблем для них отражала современную на тот день политическую ситуацию. Так, одной из эмблем являлся крылатый олень, какого Карл VI использовал до 1388 г., и ракитник, символ группировки «Мармузетов» (marmousette — фигурка, человечек), появившийся в конце его правления, и затем унаследованной Карлом VII. Эмблемы для придворных невысокого ранга мастерили из простых металлов, а вот эмблемы для высшей знати представляли собой настоящие произведения искусства и выполнялись из серебра или золота, накрытого эмалью. Обычно их нашивали на одежду таким образом, чтобы они были видны. Такой вот не слишком дешёвый знак лояльности венценосной персоне.

Рыцари Столетней брани: первая униформа
Битва при Азенкуре. Миниатюра из «Вигилий на смерть короля Карла VII». Около 1483 г. Национальная библиотека Франции, Париж
Но особыми эмблемами для демонстрации своей преданности или лояльности пользовались не лишь при дворе, но и горожане, купцы, ремесленники, просто бюргеры, когда хотели подчеркнуть своё отношение к какой-то политической группировке или же популярной идее. Так, в 1375 г. в Париже весьма многие носили капюшоны из красно-синей ткани в качестве знака солидарности с городским политическим деятелем Этьеном Марселем. В 1411 г. все члены из группировки парижан, носивших наименование кабошьенов, носили на голове синие шапочки, а два года спустя их противников стали отличать по белым шапочкам. Те, кто симпатизировал бургиньонам, имели шапки-корнеты, какие носили, заломив их направо, а арманьяки заламливали их налево.

Рыцари Столетней брани: первая униформа
Пленение Карла Блуасского, герцога Бретонского, в сражении при Ла Рош-Дерьен. «Хроника…» Жана Фруассара, 1470 г. Национальная библиотека Франции, Париж
Ну и монотонная одежда тоже была своего рода униформой. Ведь закупались те же самые куртки-жаки, бригандины и джупоны оптом, и потому для вящей дешевизны их шили из одинаковой ткани, которую тоже покупали тысячами ярдов. Поэтому у кого-то лучники были в белоснежных куртках, так что им только и оставалось нашить на них красный крест, а кому-то белые куртки были попросту противопоказаны, потому что крест им необходимо было нашивать на неё белый. И понятно, что поставщики одежды для королевской армии Франции выбирали либо голубой, либо алый, одним словом – любой цвет, на котором белый крест смотрелся бы отчётливо.

>