Рыцари Столетней ругани: в сражениях и походах

Рыцари Столетней ругани: в сражениях и походах
Типические рыцари Столетней ругани периода 1360–1415 годов.

Крайний слева – Жан де Менгр, по прозвищу Бусико, умерший в плену у британцев в 1421 году. Выделялся большенный физической силой, чем и любил похвастаться. Например, взобраться он мог по наклоненной лестнице в полном вооружении, используя лишь лишь длани. Тут мы видим заднюю часть его бацинета, авентайл и геральдический кафтан – джупон, а также доспехи для ног. Сквозь прорезь в тунике кольчужный капюшон пристегнут ремнем к железной кирасе, надетой поверх куцей кольчуги-хаубергона. На его ремне с позолоченными пластинами висит кинжал-рондель.
В половине – Гишар Дофин одет в покрытую тканью бригандину с весьма крупными нагрудными пластинами, надетую поверх кольчуги-хаубергона. Справа на его бюсты можно приметить железный крюк для упора копья. Кольчужный капюшон накрыт синей тканю с изображением маленьких геральдических щитов, на четвертях каких – кубовые дельфины на золотом фоне и две серебряные диагонали на кубовом фоне с тройным красным ярлыком сверху.
Фигура справа изображает дю Геклена, какой был человеком невысокого роста с раскрученной мускулатурой и ликом профессионального боксера. Как коннетабль Франции, он мог позволить себе самое лучшее амуниция. Он изображен в высоком бацинете с заостренным забралом манеры «собачья морда». Капюшон на плотной подкладке присоединен к шлему обыкновенным способом. Его плотный стеганый джупон надет поверх кирасы, какую на рисунке не видать. Кроме того, на нем надеты военные рукавицы и доспехи, полностью закрывающие ноги. Некоторые части доспехов накрыты позолотой. Герб дю Геклена в облике небольших щитов вышит на джупоне и на попоне коня. Шанфрон коня накрыт черноволосой тканью с золотой тесьмой и обеспечен тканевыми «рукавами» над ушами животного. Вооружен мечом в полторы руки. Рис. Ангуса Макбрайда
«И была упорная ругань против Филистимлян
во все пора Саулово.
И когда Саул видел какого-либо человека
сильного и воинственного, брал его к себе».

Первая книжка Царств 14:52
Военная история кромок и народов. Предыдущая статья о рыцарях и рыцарском снаряжении Средневековья, как всегда, вызвала масса интересных «комментов» и несколько столь же увлекательных пожеланий. Одно из них заключалось в том, чтобы рассмотреть изменение тактики вооруженной брани в ходе Столетней войны. Причем там же и отмечалось, что такое изыскание потребует написания целой книги.

Однако, в принципе, очутилось, что сделать на эту тему материал будет небольшого объема, но раскрывающий эту тему должным манером, вполне возможно. И поскольку выражали жажда его прочитать многие, то мы и воображаем его как их вниманию, так в равной степени для всех остальных читателей ВО.

Рыцари Столетней ругани: в сражениях и походах
Миниатюра из «Библии Мациевского» половины XIII столетия.
Сравним ее иллюстрации с иллюстрациями из «Хроники Фруассара» и разом же увидим, как далеко шагнуло искусство доспешных искусников всего лишь за одно столетие! Внешний вид бойцов отличается самым разительным манером!
Начнем с того, что Столетняя брань состояла преимущественно из осад, «шевоше» (chevauche – грабительский конный набег) и морских рейдов. Мишенью таких осад и набегов было обычно стремление навязать противнику открытое сражение в невыгодных для него условиях. Особенно характерна такая тактика была для первой фазы ругани, в какой английский длинный лук продемонстрировал свои исключительно высокие боевые качества.

В первые годы войны французы негусто использовали пехоту для заслоны флангов своей конницы, как это мастерили англичане. Французские военачальники просто не понимали, как можно использовать на поле боя крупные части вооруженной арбалетами пехоты, а основное – зачем они, когда есть прекрасная рыцарская конница?

Рыцари Столетней ругани: в сражениях и походах
Рыцарская конница начального этапа Столетней брани, 1337–1360 годов.
Слева – дофин Карл, ок. 1356 года. Грядущий король Франции Карл V изображен в модных в те поры доспехах. Они вводили бацинет «собачья морда» с подвижным забралом и кольчужной бармицей. Изображение на его джупоне расшиблено на четверти, две из каких заполнены золотыми лилиями на кубовом фоне, символизируя «древнюю Францию», а на двух других – синий дельфин с алыми плавниками и хвостом на золотом поле. Под туникой надет панцирь и куцая кольчуга. Руки полностью закрыты доспехами. На ногах – конструкция из набедренников на подкладке, наколенников поверх декоративных полос из белоснежной кожи, поножей-наголенников и пластинчатых сабатонов. Конь принца также защищен небольшим доспехом из твердой кожи.
Рыцарь справа внизу – отворено южанин, одет в несовременные доспехи, остававшиеся в ходу по обе стороны Пиренеев. Они состоят из «большого шлема» с забралом на шарнирах, кольчужного капюшона, кольчужной рубахи и кольчатых чулок. Кроме того, на нем надет стеганый сюрко, варежки на подкладке и железные наголенники. По нательному кромке сюрко и краям рукавов идет бахрома. На плечах, груди и спине туники изображен герб рыцаря – махонькие алые кресты на золотом поле. Его конь защищен цельной попоной из кольчуги (под ней должна была быть холщовая подкладка), поверх какой накинута попона из материалы, и шанфроном из твердой кожи.
Рыцарь вверху справа – с юго-востока Франции, пользуется доспехами и оружием, повадка которых выдает воздействие расположенной по соседству Савойи. С бацинета снято забрало, а сам он прикрыт декоративной тканью с вышитым орнаментом. На нем геральдический плащ, отворённый с обеих сторонок и надетый поверх панциря, накрытого красной тканью и снабженного плечевыми накладками из твердой кожи. Кроме налокотников и наколенников из твердой кожи, его доспехи в основном сделаны из кольчуги. Геральдические знаки на его почти прямоугольном щите с выемкой для копья выдавлены на кожаном покрытии щита и раскрашены.
Несколько крупных неуспехов при массированных штурмах французской тяжеловооруженной конницы повергли их в смятение.

Ведь обычно такая конница шла в атаку в сомкнутом построению в 2–3 шеренги глубиной и, вероятно, впустив вначале лошадей шагом, так как скакать рысью для всадников в полном вооружении было невозможно (час рыси в доспехах являлся лицом кары рыцаря в Тевтонском ордене). Затем для финальной атаки они могли переходить в легкий галоп, в расчете на то, что ее психологический эффект способен сорвать черты неприятельской пехоты еще до того, как конница с пехотой сойдется в решительной схватке.

Но англичане, укрывавшиеся за плотным частоколом из заостренных кольев, очутились способны обрушить на атакующего неприятеля десятки тысяч стрел прежде, чем он достигал их линий. Держались они стойко, и это приводило к плачевным для французов итогам. Коней невозможно было заставить скакать на колья, а стрелы противника, хоть и не наносили особого вреда всадникам, наносили бесчисленные раны звериным. Лошади падали, шарахались в разные стороны, упирались и не слушались конников, в итоге плотное кавалерийское построение разрушалось.

Кушать подтверждения, что при Креси лошади просто ложились на землю – вполне природная реакция для раненого животного, которое не может нестись. Как лишь атака была остановлена или строй кавалерии нарушался, преимущество тут же переходило к легкой и маневренной пехоте противника, какая могла штурмовать упавших на землю всадников.

Рыцари Столетней ругани: в сражениях и походах
Битва при Наваррете 1367 года.
Английские лучники успешно обстреливают испанцев, лучников не имеющих. Им отвечают испанские пращники и метатели дротиков.
Национальная библиотека Франции, Париж
Французские полководцы отреагировали на все это будет оперативно, хотя их нововведения далеко не всегда приводили к успешным результатам. Например, французские тяжеловооруженные конники стали спешиваться перед сражением подобно своим английским противникам.

После битвы при Пуатье их командиры сделались приказывать штурмовать неприятеля в пешем построению, что имело целью обеспечить себе большую неуязвимость от вражеских стрел. Впервые такая попытка была предпринята в битве при Ножан-сюр-Сен в 1359 году, но тут французские латники не смогли обогнуть фланги английских лучников, и победа была одержана лишь благодаря атаке с тыла французских бригандов.

С иной сторонки, первые поражения французов привели к тому, что они стали немало осторожными, утеряв чрезмерную самоуверенность, присущую им в первых сражениях.

Это отыскало отражение даже в популярных песнях тех преходящ. В одной из них королю давался вытекающий совет:

«О Филипп, …ценнее железа, лучше мочи может быть лишь хитрость. Осторожность скорее, чем армии, поможет тебе вернуть награбленное неприятелем».
Французские армии научились избегать крупных сражений, а вместо этого повели ругань, состоящую из осад и контросад.

Рыцари Столетней ругани: в сражениях и походах
Взятие британцами Монконтура в 1371 году. Национальная библиотека Франции, Париж.
Как видите, тут уже применяется артиллерия крупных калибров, способная своим основами проколотить стену. И – да, действительно, мы видим разрушенную стену и британцев, устремляющихся внутрь. Особого сопротивления им явно никто не оказывает…
На первых порах французам приводилось в основном обороняться, и способность городов и замков оставаться неприступными для британцев приобрела первостепенное значение.

К счастью для Франции, вести оборону при таких обстоятельствах было выгоднее, чем нападать, а большинство коротаемых осад воображало собой на самом деле лишь усиленные блокады.

Важная роль в такой войне отводилась камнеметным машинам, какие использовались обороняющимися для вывода из построения осадных устройств противника.

Рыцари Столетней ругани: в сражениях и походах
Праздничное шествие в замок Каркассон.
Взять такой замок, даже имея осадную технику, было делом весьма нелегким…
Рыцари Столетней ругани: в сражениях и походах
А вот как полотно штурма такого замка представлена на иллюстрации из «Хроники Фруассара».
Французы штурмуют замок Дура, 1377 год. Национальная библиотека Франции, Париж.
Как видаете, тут уже задействована осадная, причем казнозарядная, артиллерия. Лучники и арбалетчики, какие прикрываются щитами и со щитами за спиной, ведут обстрел городских стен. Латники-пехотинцы спустились в сухой ров и из него пытаются возвыситься по лестницам на стену. Обороняющиеся сваливают взбирающихся по лестницам мечами и топорами и сбрасывают им на головы камни…
Продолжение следует…

>