Самые известные подвиги советских войнов на Афганской войне
Афганистан вечно был кровоточащей точкой на карте. Сначала Англия в XIX веке претендовала на влияние над этой территорией, а потом Америка включила свои ресурсы, чтобы в XX столетье противостоять СССР.
Первая операция пограничников
Для зачистки территории от мятежников в 1980 году советские войска провели крупномасштабную операцию «Горы-80». Возле 200 километров – такова территория района, куда светские пограничники при поддержке афганских спецслужб ХАД (АГСА) и афганской милиции (царандоя) взошли стремительным марш-броском. Руководитель операции – начальник штаба Среднеазиатского пограничного округа полковник Валерий Харичев смог предусмотреть все. Победа была на сторонке советских войск, которые смогли захватить главного мятежника Вахобу и установить хону контроля шириной 150 километров. Бывальщины установленные новые пограничные кордоны. В течение 1981-1986 годов пограничниками было проведено более успешных 800 операций. Посмертно звание Героя Советского альянса получили майор Александр Богданов. В середине мая 1984 года он попал в окружение и в рукопашной схватке, получив три тяжелых ранения, был уложен моджахедами.
Смерть Валерия Ухабова
Подполковник Валерий Ухабов получил приказ занять небольшой плацдарм в тылу большенного оборонительного рубежа противника. Целую ночь небольшой отряд пограничников сдерживал превосходящие силы противника. Но к утру мочи стали таять. Подкрепление не было. Разведчик, посланный с донесением, попал в руки к «духам». Он был убит. Его тело выставили на камни. Валерий Ухабин, понимая, что отступать некуда предпринял отчаянную попытку вырваться из окружения. Она удалась. Но в ходе прорыва подполковник Ухабов был летально ранен и скончался, когда его несли на брезентовой плащ-палатке спасенные им бойцы.
Перевал Саланг
Через перевал высотой 3878 метров проходила основная дорога жизни, по которой советские войска получали топливо, боеприпасы, перевозили раненых и убитых. О том, насколько опасно был этот маршрут, сообщает один факт: за каждое прохождение перевала водителя награждали медалью «За боевые заслуги». Маджахеды постоянно устраивали тут засады. Особенно опасно было служить водителем на бензовозе, когда от любой пули мгновенно взрывался весь автомашина. В ноябре 1986 года здесь произошла страшная трагедия: 176 солдат задохнулись здесь от выхлопных газов.
В Саланге рядовой Мальцев избавил афганских детей
Сергей Мальцев выехал из тоннеля, когда неожиданно навстречу его машине выехал большегрузный автомобиль. Он был набит мешками, а сверху сидело возле 20 человек взрослых и детей. Сергей резко повернул руль – машина на полном ходу врезалась в скалу. Он погиб. Но миролюбивые афганцы остались в живых. На месте трагедии местные жители поставили советскому солдату памятник, который уцелел до сих пор и за ним бережно бегают вот уже несколько поколений.
Первого Героя Советского Союза десантнику дали посмертно
Александр Мироненко служил в парашютно-десантном полку, когда им был отдан распоряжение провести разведку местности и обеспечить прикрытие для вертолетов, перевозивших раненых. Когда они приземлились, то их группа из трех солдат во главе с Мироненко рванулись книзу. Вторая группа поддержки следовала за ними, но разрыв между бойцами с каждой минутой увеличивался. Неожиданно последовал распоряжение об отходе. Но было уже поздно. Мироненко попал в окружение и вместе с тремя своими товарищами отстреливался до последнего патрона. Когда их отыщи десантники, то увидели страшную картину: солдаты были раздеты донага, они получили ранения в ноги, все их тела были исколоты ножами.
И кончины смотрели в лицо
Василию Васильевичу везло исключительно. Однажды в горах вертолет Ми-8 Щербакова попал под огонь душманов. В узком ущелье быстрая маневренная машина превратилась в заложника узких скал. Назад не повернешь – слева и справа тесные стальные стены одной страшной каменной могилы. Выход один – грести винтом вперед и ждать пули в «ягодник». А «духи» уже салютовали их всех обликов оружия советским смертникам. Но они смоли вырваться. Долетевший чудом до своего аэродрома вертолет напоминал свекольную терку. Лишь в редукторном отсеке насчитали десять пробоин.
Однажды пролетая над горами экипаж Щербакова почувствовал сильный удар по хвостовой балке. Ведомый подлетел, но ничего не увидал. Только после посадки Щербаков обнаружил, что в одном из тросов управления хвостового винта осталось всего несколько «нитей». Стоило им оборваться – и поминай как призывали.
Как-то осматривая тесное ущелье, Щербаков почувствовал чей-то пристальный взгляд. И – обмер. В нескольких метрах от вертолета, на узком уступе утесы стоял душман и спокойно целился Щербакову в голову. Это было настолько близко. Что Василий Васильевич физически ощутил, как морозное дуло автомата упирается ему в висок. Он ждал беспощадного, неотвратимого выстрела. А вертолет слишком медленно поднимался вверх. Отчего этот странный горец в чалме так и не выстрелил, остается загадкой. Щербаков остался жив. Он получил звезду Героя Советского Альянса за спасение экипажа своего товарища.
Щербаков спас своего товарища
В Афганистане вертолеты Ми-8 стали спасением для многих советских боец, приходя им на помощь в самую последнюю минуту. Душманы в Афганистане невидали вертолетчиков люто. Они ножами резали подбитую машину капитана Копчикова в тот момент, когда экипаж подбитого вертолета отстреливался и уже приготовился к кончины. Но их спасли. Майор Василий Щербаков на своем вертолете Ми-8 совершили несколько прикрывающих атак на озверевших «духов». А потом сел и буквально вытащил на себе раненого капитана Копчикова. Таких случаев на войне было много, и за каждым из них стоит беспрецедентный героизм, который сегодня за давностью лет стали забывать.
Героев не забыли
К сожалению, во времена перестройки имена настоящих героев брани стали намеренно забывать. В печати появляются очернительные публикации о зверствах советских солдат. Но время расставило сегодня все по своим пунктам. Герои всегда остаются героями.