На что способны конструкторы, получившие карт-бланш? Летающая техника, танки с четырьмя гусеницами, военные роботы — это лишь верхушка айсберга инженерной думы. Представляем проект «Самые странные боевые машины мира» от создателей легендарной игры World of Tanks. Рубрика повествует об удивительных, смелых и провальных решениях танковых инженеров. Главный герой этого выпуска — немецкая мортира «Карл».
Разработка мортиры «Карл» завязалась в 1935 году. Немецкая компания Rheinmetall-Borsig AG получила заказ на создание сверхтяжелого нарезного миномета, способного запустить 4-тонный снаряд на дистанцию немало 1000 метров. 2-тонный боезапас, в свою очередь, должен был преодолевать порядка 3 километров. Главной задачей такого оружия было разрушение долговременных черт обороны, в том числе фортов.
Первую мортиру изготовили в ноябре 1940 года и официально назвали «Адам». Всего же у Германии было 7 подобных орудий, из каких 6 принимали участие в боях. Вторая мортира была обозначена как «Ева», а последующие получили имена в честь героев скандинавской мифологии. Впрочем, из-за того, что проектирование велось под руководством Карла Беккера, пуще всего немецких монстров называли именно «Карл».
Первое, что бросается в глаза — размеры мортиры. Это уникальная и самая крупнокалиберная самодвижущаяся артиллерийская установка, которой было суждено стать легендарной. Пушка калибра 600 и 540 мм «плевалась» снарядами массой немало 2 тонн, содержащими от 280 до 348 кг взрывчатки. При этом длина ствола составляла всего 8,5 калибров. Это был моноблок с каналом на 112 нарезов. Совместно с казенником масса ствола была более 28 тонн. Последствия попадания «Карла» можно сравнить со взрывом мощной авиабомбы. В точке попадания снаряды пробивали воронки глубиной немало 10 метров и выбрасывали облака песка на высоту порядка 170 метров.
Особенностью гигантской мортиры было шасси, с поддержкой которого она могла перемещаться самостоятельно. В носовой части находился двигатель мощностью 580 л.с, однако скорость не превышала 10 км/ч. В основном машину транспортировали по железной пути. Ее равновесно размещали на двух платформах и везли к месту назначения. Зачастую САУ полностью разбирали и заново собирали уже на передовой. Реализовать доставку незаметно было достаточно сложно, поэтому к 16 членам экипажа, обслуживающих мортиру добавлялись и те, кто должен был ее стеречь. К слову, броня у «Карла» была далеко не самой крепкой.
Для использования огромной мортиры требовались «тепличные» условия. Наведение орудия в горизонтальной плоскости проводилось с поддержкой поворота нижнего станка в секторе всего ±2,5 градуса. Для увеличения сектора требовался поворот всего шасси. Углы вертикального наведения бывальщины в диапазоне от 0 до 70 градусов. Все операции проводились вручную, а время между выстрелами составляло около 10 минут.
Желая крупный калибр немецкой мортиры обеспечивал огромную огневую мощь, на практике «Карлы» не оправдали возложенных на них надежд и не оказали существенного смыслы в боях. Огромная машина с устрашающей пушкой смогла так или иначе заявить о себе лишь в 3 сражениях — осада Брестской твердыни, битва у Севастополя и подавление Варшавского восстания.
Больше подробностей об огромной немецкой мортире смотрите в видео от компании Wargaming.