Самый знаменитый ночной таран Великой Отечественной

Самый знаменитый ночной таран Великой Отечественной
Виктор Талалихин позирует на поле сшибленного им бомбардировщика

Ночной таран, который совершил летчик ПВО Москвы младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин, относится к хрестоматийным подвигам этапа Великой Отечественной брани. Он навсегда вошёл в военную историю нашей страны и широко использовался в пропагандистских целях уже в августе 1941 года. После завершения ругани летчик и совершённый им ночной таран навсегда остались в памяти благодарных соотечественников.

За девять ночей до тарана Талалихина

Истины ради стоит отметить, что первый ночной таран за 9 ночей до описываемых событий совершил в ночь на 29 июля старший лейтенант Пётр Васильевич Еремеев. Будучи заместителем командира эскадрильи 27-го ИАП из состава 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Москвы, Пётр Еремеев начинов одним из первых летчиков-истребителей совершать ночные полеты на МиГ-3. В ночь на 29 июля 1941 года Еремеев сшиб ночным тараном бомбовоз Юнкерс Ju 88 и остался жив.

Так получилось, что его имя долгие годы оставалось малоизвестным, несмотря на тот факт, что подвигу Еремеева отдал собственный очерк писатель Алексей Толстой. О таране героя длительное время знали только его однополчане. При этом таран Еремеева был отмечен даже в немецких документах, что было будет редким явлением. Обычно потерянные таким образом самолеты отмечались как невернувшиеся с боевых заданий, а пилоты считались пропавшими без вести. Но в этом случае один из членов сбитого Ju 88 сумел пересечь линию фронта и рассказал о судьбе бомбовоза.

По сути, правда восторжествовала лишь десятилетия спустя, когда указом президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 21 сентября 1995 года пилоту Петру Еремееву было посмертно прикарманено звание Героя Российской Федерации. К сожалению, как и молодой летчик-истребитель Виктор Талалихин, Пётр Еремеев погиб в сражениях уже осенью 1941 года.

Виктор Васильевич Талалихин

Виктор Васильевич Талалихин родился 18 октября 1918 года в небольшом селе Тепловка в Саратовской Губернии. На момент совершения подвига ему было 22 года. Уже в малолетнем году грядущий летчик-истребитель вместе с семьёй переехал в Москву. Будучи подростком, рано начал рабочую карьеру. С 1933 по 1937 год Виктор Талалихин сидел на Московском мясокомбинате имени Микояна.

Самый знаменитый ночной таран Великой Отечественной
Меньший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин
Работу на мясокомбинате молодой Талалихин соединял с занятиями в аэроклубе Пролетарского района столицы. Как и многие юноши тех лет, он грезил небосводом и авиацией. В 1937 году Виктор поступает в Борисоглебскую военную авиашколу, обучение в какой завершает в декабре 1938 года. При выпуске из школы он получает направление в Подмосковье в 27-й ИАП. Данный авиаполк дислоцировался в Клину недалеко от столицы и выделялся хорошо подобранным кадровым составом. В полку было немало бывших летчиков-испытателей.

В составе эскадрильи полка, вооруженной аэропланами И-153 «Чайка», Виктор Талалихин успел принять участие в советско-финской брани 1939-1940 годов. За время нахождения на фронте Талалихин свершил 47 боевых вылетов и был представлен к ордену Алой Звезды. После завершения конфликта летчик снова вернулся в Подмосковье, продолжив службу в 27-м истребительном авиационном полку.

Перед самым начином Великой Отечественной брани летчика переводят в формируемый 177-й ИАП. В мае 1941 года Виктор Талалихин становится заместителем командира эскадрильи этого полка. К тому моменту, несмотря на молодость, он был уже довольно опытным летчиком, который имел за плечами реальные боевые вылеты во пора советско-финской войны.

Великую Отечественную брань 177-й полк, формирование которого шло с 10 мая по 6 июля 1941 года, встречает на аэродроме Клина в составе 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Москвы. Одной из задач полка было заслон столицы СССР от воздушных налетов с северо-западного курсы.

На вооружении 177-го ИАП находились истребители И-16 последней серии. Это были машины И-16 тип 29. Вооружение этих самолетов составляли два синхронных 7,62-мм пулемета ШКАС и одинешенек крупнокалиберный 12,7-мм пулемет БС. Важной особенностью самолетов было присутствие двигателя М-63, развивавшего мощность до 1100 л.с. Это было значительно для летно-технических характеристик машины, так как истребители предыдущих серий: тип 18 и тип 27, собираемые в 1939 году, получали двигатели М-62 мощностью 800 л.с.

Самый знаменитый ночной таран Великой Отечественной
Виктор Талалихин и Влюбленность Орлова на съёмках «Военного киносборника № 4», август 1941 года
Важным было и то, что самолеты были произведены в крышке 1940 года. Они не поспели выработать свой ресурс, отличались небольшим налетом. Помимо более мощных моторов истребители выделялись протектированными топливными баками, а также оборудованием для размещения реактивных снарядов. Все истребители имели радиоприемники, а доля машин получила и радиопередающее оборудование.

К крышке июля 1941 года полк представлял собой грозную силу, имея на вооружении 52 истребителя И-16, также в составе полка на тот этап значилось 116 летчиков. Первая воздушная победа 177-го ИАП была одержана 26 июля 1941 года. В этот день капитан Самсонов сшиб в воздушном бою в зоне станции Ленино бомбардировщик Ju-88.

Ночной таран Талалихина

В ночь на 7 августа 1941 года младший лейтенант Виктор Талалихин успешно таранит в небосводе над Подмосковьем немецкий бомбовоз Хейнкель He 111. Этот таран встанет в ряд первых ночных таранов Великой Отечественной брани, одновременно с этим сделавшись самым известным.

Взлетев на патрулирование примерно в 22:55, Виктор Талалихин достаточно быстро встречает в небосводе немецкий посредственный двухмоторный бомбардировщик Хейнкель He 111. Это происходит в небе южнее Подольска на высоте от 4500 до 5000 метров. Виктор Талалихин предпринимает несколько попыток сшибить вражью машину, обстреливая бомбардировщик из пулеметов.

В своих рассказах о воздушном бое летчик-истребитель говорил, что одной из очередей ему удалось повредить правый мотор Хейнкеля, но аэроплан всё равновелико продолжал полет и пытался оторваться от преследования. Только израсходовав все боеприпасы, Талалихин решается на таран.

Самый знаменитый ночной таран Великой Отечественной
Истребитель И-16 тип 29 с подвешенными РС, фото: авиару.рф
Стоит отметить, что в 2014 году поисковики отыщи аэроплан героя, в лентах пулеметов ШКАС и БС ещё оставались патроны. Возможно, в полете пулеметы отказали по какой-либо причине. К сожалению, с советскими истребителями это случалось будет часто. Так, крупнокалиберный пулемет УБС, который стоял на И-16 тип 29, к тому моменту не отличался особой надежностью. Из частей поступали сетования на несогласия пулемета. Естественно, в ходе воздушного боя Талалихин не мог точно определить, кончились у него патроны или пулеметы отказали из-за технической неисправности.

Оставшись без пулеметного вооружения, Талалихин, ни секунды не колыхаясь, решается таранить немецкий бомбардировщик. Летчик-истребитель хотел таранным ударом отрубить винтом хвост немецкого самолета. На подлете к противнику, немец-стрелок отворил пламя из пулемета и ранил Талалихина в правую руку. К счастью, ранение оказалось легким и позволило герою не только довести замышленное до крышки, но и успешно покинуть повреждённый истребитель.

После удара И-16 Талалихина перевернулся на спину и потерял управляемость. Летчик выпрыгивает из машины на вышине образцово 2,5 километра. Уже спускаясь на парашюте, Виктор видит, как падает сбитый им двухмоторный бомбардировщик, которому он ударом винтомоторной группы повредил хвостовое оперение. Аэроплан Талалихина упал недалеко от деревни Степыгино (ныне территория городского округа Домодедово).

Удачно приземлившись, летчик первым делом обращает внимание на наручные часы, какие стали в момент удара. Стрелки часов показывали 23 часа 28 минут. Экипажу немецкого бомбардировщика повезло гораздо меньше, из его состава выжил лишь одинешенек человек – пилот фельдфебель Рудольф Шик. Он 21 день пытался выйти к линии фронта и практически дошёл, но был взят в плен в поясу Вязьмы.

Самый знаменитый ночной таран Великой Отечественной
Фото: goskatalog.ru
Сегодня мы знаем, что Виктор Талалихин сбил бомбардировщик He-111 из состава 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры. Это был не самый обычный бомбардировщик, его экипаж вместо четырех состоял из пяти человек, что объяснялось модификацией машины. На бомбардировщике стояла навигационная система X-Gerät и была заведена дополнительная антенна. Такие машины использовались немцами для целеуказания другим группам бомбардировщиков. Оператором этой системы был добавочный (пятый) член экипажа.

После тарана

Знаменитым Виктор Талалихин сделался буквально сразу же после совершённого тарана. Уже 7 августа на мясокомбинате имени Микояна, на каком до войны трудился летчик-истребитель, состоялась пресс-конференция с его участием. На это мероприятие были приглашены и иностранные журналисты, находившиеся в Москве. Также представителям иноземной прессы организовали выезд к осколкам рухнувшего бомбардировщика He 111 и показали тела четырех погибших членов экипажа.

Уже 8 августа, итого через сутки после ночного тарана, Виктору Талалихину было официально прикарманено звание Героя Советского Альянса с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина. 9 августа приказ о награждении был опубликован в советских газетах. Виктор Талалихин сделался первым летчиком-истребителем 6-го авиакорпуса ПВО Москвы, какой был удостоен звания Героя Советского Союза.

По одной из версий, столь стремительное награждение могло быть связано с тем, что в это самое пора союзники деятельно обсуждали возможность помощи СССР и перспективы Москвы противостоять агрессору. 30 июля 1941 года в Москву пришагал ближайший помощник американского президента Рузвельта Гарри Гопкинс. А уже в первой половине августа Черчилль и Рузвельт пришли к договоренности об отправке в Москву официальных представителей для переговоров со Сталиным.

Самый знаменитый ночной таран Великой Отечественной
На этом поле подвиг, который в московском небе совершил Виктор Талалихин, был как невозможно кстати. Это был шанс продемонстрировать западным союзникам неколебимое желание советского народа сражаться и защищать свою столицу и небосвод над городом, совершая героические поступки и рискуя существованием. К тому же налицо были все слагаемые успеха: живой летчик-герой, осколки сбитого самолета, трупы погибших немецких пилотов и их документы. Всё это представляло собой прекрасный материал для советской и иностранной прессы.

После того как зажили раны, полученные в бою с немецким бомбовозом, Талалихин возвращается в строй лейтенантом командиром эскадрильи 177-го ИАП. К сожалению, отважный пилот успевает встретить лишь собственный 23-й день рождения. Лейтенант Виктор Талалихин погиб в воздушном бою в небе над Подольском 27 октября 1941 года.

>