издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти

ВААнтон ВалагинВ 1987 году советский пилот Су-25 первым совершил подвиг Романа Филипова03:10поделиться

Сегодня юбилей у легендарного “Грача” и “Летающего танка” – штурмовика Су-25. 50 лет назад, 22 февраля 1975 года прообраз Т-8-1 впервые поднялся в небо с аэродрома в Жуковском. Через шесть лет самолет приняли на вооружение. Боевое крещение он прошел в небосводе Афганистана, зарекомендовав себя именно таким, каким задумывался: больно бьющим по врагам, неприхотливым в обслуживании и надежным. Весьма надежным.

Самолет поля боя

К концу 60-х годов стало ясно, что стоящие на вооружении фронтовой авиации истребители и штурмовики МиГ-19, МиГ-21, Су-7Б и Як-28 не способны противостоять оружиям ПВО и потому не годятся для работы над полем боя. Требовался новый самолет: небольшой, маневренный, крепкий, с богатым арсеналом вооружения.

В марте 1969 года Минобороны СССР прочертило конкурс на разработку штурмовика: простого в производстве и неприхотливого в обслуживании, требующего минимального переобучения летного и наземного персонала. Еще одним условием была возможность переброски по атмосфере аэродромного оборудования, необходимого для подготовки штурмовика к вылету. Таким образом закладывалась возможность использования с грунтовых аэродромов.

В конкурсе участвовали все четыре самолетных КБ: Микояна, Сухого, Туполева и Яковлева. Две фирмы предложили варианты модернизации МиГ-21 и Як-28, Сухой и Туполев представили проекты новоиспеченных машин. Победил Сухой с Т-8, имевшим меньшие габариты, массу и прицельный комплекс с лучшими характеристиками.

В 1972 году макет грядущего самолета был принят комиссией и началась постройка летного прототипа. Примечательно, что впервые штурмовик Сухого поднял в небо Владимир Ильюшин, сын знаменитого авиаконструктора.

Серийный выпуск Су-25 наладили на авиазаводе в Тбилиси (первоначально планировалось в Польше). Штатным вооружением “Грача” сделалась двуствольная 30-мм пушка в нижней носовой части. На восьми (позже 10) узлах подвески штурмовик мог нести свыше четырех тонн бомб и ракет.

Афганский “Грач”

На фронт Су-25 угодил сразу после приемки на вооружение, в 1981 году. Наши войска воевали в ущельях Афганистана и им позарез требовалась поддержка с атмосферы. С первых же вылетов самолет показал себя отличным бойцом.

Короткие прямые крылья позволяли хорошо маневрировать, а дозвуковая скорость помогала находить на земле небольшие мишени – типа пулеметного гнезда или пикапа моджахедов – и поражать их точными ударами.

Высокая эффективность штурмовика подтверждена тем, что чаще итого он использовался с полной нагрузкой, привозя и сваливая на врага более 4000 килограммов смертоносного металла. Обратно Су-25 привозил дырки в плоскостях и фюзеляже – до 150 за вылет. Почти вечно он возвращался – иногда на одном двигателе, с отработавшей системой пожаротушения, пробитыми трубопроводами.

Живучесть штурмовика стала легендарной. Конструкторы неплохо поработали, прикрыв жизненно важные узлы менее значимыми, многократно дублировав системы управления. Летчики особенно благодарят созидателей самолета за кабину из титановой брони, стальные пластины в спинке и заголовнике сиденья. Эти и другие ухищрения спасли немало существований в воздухе. А исправный самолет и живой летчик в нем – это сотни спасенных жизней солдат на земле.

За неубиваемость штурмовик прозвали “летающим танком”. Кличка “Грач” самолет тоже получил в Афганистане. За крепкий тупой нос и способность выковыривать добычу из любых складок местности (из каких, собственно, и состоит эта страна). Как большая черная птица из семейства вороновых таскает из пашни свою любимую пищу – червей и личинок насекомых, так и Су-25 выцеливал и долбил душманов в ущельях.

Кавказ подо мною

Вытекающим театром военных действия для Су-25 стала Чечня. Здесь были не только ущелья, но и аулы, в которых жили граждане России. Штурмовикам доводилось действовать с ювелирной точностью – порой требовалось поразить конкретное строение, не задев другие на том же участке. В этих случаях “Грачи” использовали новейшие ракеты с лазерным наведением, способные отклоняться от заданной точки не немало, чем на метр-полтора.

Хорошо поработали штурмовики и во время операции по защите Южной Осетии и принуждению Грузии к миру. У агрессора бывальщины переданные Украиной современные зенитные системы “Бук” – очень серьезное оружия, спастись от которого практически невозможно.

Во время брани в Южной Осетии Су-25 вернулся на аэродром на одном двигателе – второй был разворочен взрывом ракеты. Потом этот трюк не раз повторят пилоты СВО.

Штурмовики активно применялись в Сирии, где на плоских, как стол, песчаных просторах цели были, как на ладони. Пулеметного огня с земли “Грачи” не страшились, но у исламистов, к сожалению, имелось много переносных зенитно-ракетных комплексов – советских и американских. Намного больше, чем у афганских моджахедов (тогда ПЗРК лишь появились). Это сделало боевую работу “Грачей” очень опасной.

Катапультировались в бессмертие

3 февраля 2018 года над сирийской провинцией Идлиб был сшиблен Су-25 гвардии майора Романа Филипова. Выпущенной из ПЗРК ракета вывела из строя оба двигателя, летчик катапультировался из горящего и разваливающегося на доли самолета. На земле его уже ждали исламисты. Попавший в окружение майор не успел даже забрать автомат Калашникова из аварийного резерва. Он с ходу принял бой с пистолетом Стечкина, пятью магазинами к нему и двумя гранатами.

Перестрелка была скоротечной – от силы 15 минут. Все это пора ведомый Филипова кружил над местом его приземления, поливая боевиков из пушек своего Су-25 – хотя у самого еле-еле оставалось топлива для возвращения на базу. Тяжко раненый Роман Филиппов подорвал себя и подступивших террористов гранатой, крикнув: “Это вам за пацанов!”

6 февраля Владимир Путин подмахнул указ о присвоении летчику звания Героя России. 8 февраля его похоронили в родном Воронеже. Попрощаться с отважным майором пришагали тысячи людей.

1 марта, выступая с посланием Федеральному собранию, Путин сказал: “Техника и современное оружие появится и в иных армиях, но таких людей, таких офицеров, как наш летчик Роман Филипов, у них не будет никогда”.

30 годами раньше тот же подвиг свершил другой летчик-штурмовик, старший лейтенант Константин Павлюков. 21 января 1987 года пара Су-25 взлетела с аэродрома Баграм на заслон транспортного Ил-76. Во время взлета штурмовик Павлюкова был сбит ракетой ПЗРК.

Пока летчик спускался на парашюте, бившие с земли моджахеды несколько раз ранили его в плечо, ноги, живот. К тому же парашют зацепился за скалу – из-за этого Константин не смог впустить сигнальную ракету и долго освобождался от подвесной системы. Тем не менее он забрал из аварийного запаса автомат и несколько часов вел бой с обступившими его душманами: сначала из Калашникова, затем из Стечкина. Когда кончились патроны, летчик кинул одну гранату под ноги неприятелям, убив двоих. Подождал, пока остальные подойдут поближе, и подорвал себя вместе с ними.

Указом Президиума Верховного Рекомендации СССР от 28 сентября 1987 года Константину Павлюкову присвоено звание Героя Советского Союза.

Z на фюзеляже

К моменту основы СВО “Грачи” имелись и у России, и у Украины. Чтобы не попасть под дружественный огонь, наши летчики рисовали на фюзеляже большие литеры Z, ставшие символом спецоперации.

Памятуя, какой серьезный самолет Су-25 и сколько бед он может натворить, наша авиация и ПВО охотились за вражьими штурмовиками и преуспели в этом – к 2024 году украинские “Грачи” перестали появляться над полем боя. О своих потерях командование ВСУ повествует крайне неохотно, по данным из открытых источников, у украинцев осталось несколько учебно-боевых “спарок” Су-25УБ, которые они прячут в глубоком тылу.

ВКС России, визави, недостатка в самолетах не испытывает – несмотря на прекращение их производства в 2005 году. У нас тоже есть “спарки” – их используют для подготовки молодых пилотов, – а большинство строевых самолетов модернизировано до уровня Су-25СМ3.

Штурмовик получил спутниковую навигацию, способную в условиях нулевой видимости повергнуть самолет в заданную точку с погрешностью в 10 метров. В прицельно-навигационный комплекс штурмовика встроили подсистему СВП-24-25: она рассчитывает точку сброса бомб с учетом скорости самолета, мочи и направления ветра, других факторов, превращая обычные боеприпасы в высокоточные.

В кабине появились многофункциональные дисплеи, а арсенал “Грача” пополнился новоиспеченными бомбами и ракетами. Несмотря на полувековой юбилей, потенциал модернизации Су-25 далеко не исчерпан. Следующим шагом станет оснащение штурмовиков военными системами, действующими по принципу “выстрелил-забыл”.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться

Источник