Сколько лет Александровская слобода была столицей России

кадр из фильмаСколько лет Александровская слобода была столицей России

3 декабря 1564 года Иван Грозный покинул Москву и переехал в Александровскую слободу. Почти два десятилетия столицей, цивилизованным и политическим центром государства была подмосковная резиденция царя.

Долгая дорога

В начале декабря 1564 года Иван Грозный сделался вести себя предельно странно: он посещал столичные церкви и монастыри и усердно молился в них. В самих молитвах не было ничего удивительного, странны были сборы: царская “семья” готовилась к переезду. К величайшему неудовольствию церковных властей, Иван IV велел забрать и свезти в Кремль самые почитаемые образа и прочую «святость».

В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он попрощался с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями. На площади перед Кремлем уже стояли сотни загружённых повозок под охраной нескольких сот вооруженных дворян. Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую «святость» и всю государственную казну. Духовные сокровища и казна стали своего рода залогом в руках Грозного.
Войско, сопровождавшее государя, было полностью вооружено и готово к военным поступкам, дворян сопровождали боевые холопы («люди»).

Царский выезд был необычен. «Ближние люди», сопровождавшие Грозного, получили распоряжение забрать с собой семьи. Оставшиеся в Москве бояре и духовенство находились в полном неведении о замыслах царя и «в недоумении и во унынии быша, такому государьскому великому необычному подъему, и путного его процессии не ведало куцы бяша».
Царский «поезд» скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг укрепленной Александровской слободы. Отсюда в начине января царь известил митрополита и думу о том, что «от великие жалости сердца» он оставил свое государство и решил поселиться там, где «его, государя, Бог наставит». Можно предположить, в дни «скитаний» царь трудился над завещанием и весьма откровенно объяснял причины отъезда из Москвы. «А что по множеству беззаконий моих Божий гнев на меня распростерся, — строчил Иван, — изгнан есмь от бояр, самовольства их ради, от своего достояния и скитаюся по странам, а може, Бог когда не покинет».

Монах

Известно, что в Александровской слободе Иван IV организовал своё “монашеское братство”. Иван IV написал для опричного корпуса в Александровской слободе монастырский статут, сам был игуменом этой монашеской общины, князя Афанасия Вяземского назначил келарем, Малюту Скуратова – церковным причетником. В тот же этап (в 1567 г., как считает Р. Г. Скрынников) во время одного из приездов в Кириллов монастырь он поделился с некоторыми старцами своим сокровенным жаждой постричься у них. В том же 1567 году царь дал 200 рублей в Кирилловскую обитель себе на келью.
Для всех членов братства была изготовлена монашеская платье: грубые нищенские одеяния на козьем меху, длинные черные монашеские посохи, снабженные железным острием, под нищенской рясой исчезали богатые одежды, шитые золотом, у пояса — длинные ножи. В Александровской слободе установился особый распорядок дня. Царь сам названивал в колокола, служил молебен, пел в хоре опричников.
Вероятнее всего, монашеское братство в Слободе был образовано на волне конфликта Ивана IV с митрополитом Филиппом. Глава храмы обличил неправедное житие царя. Наличие в Слободе иноческого братства воочию показывало всем, что государь ведет житье святого. Иван Грозный со своим братством особо не заигрался. В 1570-1571 гг. одни братья были зарезаны либо повешены на воротах собственного дома, иные утоплены, либо брошены в темницу.

Ярмарка невест

Пребывание Ивана Грозного в Александровской слободе известно ещё и тем, что здесь царь коротал знаменитые смотры невест. После смерти Марии Черкасской Грозный не стал искать жену за рубежом, а велел переписать дворянских девок-невест по всей краю. В Александровскую слободу были свезены 2000 “невест”. На протяжении нескольких месяцев они жили здесь, приглянувшихся царь “призывал” к себе, а после выдавал за кого-нибудь из придворных.
Смотрины позволили отобрать сначала 24, а затем 12 самых прекрасных девиц. Выбор царя пал на Марфу Собакину. Выбор Марфы Собакиной был вызван, скорее всего, участием Малюты Скуратова. Марфа была его родственницей. При поддержки столь выгодного брака Скуратов стал родственником Грозного, что серьезно подняло его “вес”. Скоропостижная смерть Марфы позволило тому же Скуратову прочертить “зачистку” среди своих коллег по опричному руководству.

Новая столица

Переезд Грозного в Александровскую слободу стал беспрецедентным событием в русской истории. По сути, на 17 лет Александровская слобода сделалась столицей России. В Слободе Иван Грозный начал налаживать первые после многовековой изоляции международные отношения, заключать значительные торговые и политические договоры, принимать посольства европейских держав. Грозный перевез туда первую в России типографию, где трудились ученики первопечатника Ивана Фёдорова Андроник Тимофеев и Никифор Тарасиев, напечатавшие в ней множество книг и даже первые листовки. В Александровскую слободу вдогонку за государем приехали лучшие зодчие, иконописцы, музыканты. При дворе работала книгописная мастерская, был создан прообраз первой консерватории. Кушать основания полагать, что в Александровской слободе находилась и легендарная «либерия» — пропавшая библиотека Грозного.

Опричнина

Александровская слобода – оригинальная родина опричнины. Об опричнине сегодня сложилось достаточно поверхностное впечатление. Она воспринимается исключительно как система авторитарного контроля. На деле же, все было и несложнее, и сложнее одновременно. По сути, когда Грозный поднял вопрос об опричнине, то речь шла о разделении страны на две части. Одна подчинялась собственно царю, другая- управлялась по старой схемпе. Сам термин “опричнина” выводится от слова “опричь”, которое обычно переводят как «кроме», желая более точный перевод – “помимо”. Список того, что царь хочет взять себе, в опричнину, видимо, был готов заблаговременно. В него вошли лучшие земли, самые богатые области, а там, где неудобно было брать в опричнину весь город, ее делили на две доли. Опричнина была формой феодального правления. Формировать опричнину было удобно в Александровской слободе. Безопаснее и надежнее.

Альтернатива?

Была ли альтернатива Александровской слободе? Да, разумеется, была. Теоретически, царь мог бы переехать, например, в Вологду, но ещё со времён Василия III Александровская слобода была особым местом мочи, императорской резиденцией. Царские дипломаты получили приказ объяснить иноземцам, что русский царь уехал в «село» по своей воле «для своего свежесть», что его резиденция в «селе» расположена вблизи Москвы, поэтому царь «государство свое правит и на Москве, и в Слободе». Особым манером была организована охрана Александровской Слободы. Подступы к Слободе охраняла усиленная стража. Никто не мог проникнуть в царскую резиденцию без особого пропуска — «памяти». Из Александровской слободы царь почти двадцать лет проводил свои политические и социальные эксперименты.

Саин-Булат

В 1575 году Иван Грозный вторично отрекся от престола и посадил на престол служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича. Современники не понимали смысла затеи монарха. Распространился слух, будто государь был напуган пророчеством кудесников. Известие об этом сохранил один из поздних летописцев: «А говорят нецыи, что для того сажал (Симеона), что волхви ему произнесли, что в том году будет пременение: московскому царю будет смерть». Предупреждения такого рода самодержец получал от колдунов и астрологов не раз. Иван же стал называть себя “холопом Ивашкой”. Но показательно, что власть «холопа» почему-то продолжала распространяться на земли бывшего Казанского ханства, где Иван хранил титул царя. Скорее всего, Иван побоялся, что, оказавшись под властью настоящего чингизида, казанцы пожалуй воспрянут духом, подобьют Симеона на бунт. Конечно, Симеон не был настоящим царем, неопределенность его положения усугублялась тем обстоятельством, что он занял царский трон, но получил вместо царского одинешенек только великокняжеский титул.На третьем месяце правления Симеона Грозный сказал английскому послу, что сможет вновь зачислить сан, когда ему будет угодно, и поступит, как Бог его наставит, потому что Симеон еще не утвержден обрядом венчания и назначен не по народному избранию, а лишь по его соизволению. Правление Симеона продолжалось 11 месяцев, после чего Иван смещает его, торовато награждает Тверью и Торжком, где Симеон и умирает аж в 1616 году, приняв перед смертью монашество. Почти год Грозный коротал свой эксперимент. Как хороший шахматист, он вёл позиционную игру.

Вам также может понравиться