Сможет ли Россия победить Турцию на базаре беспилотников

Турция успешно трудится на рынке беспилотных аппаратов и планирует расширяться. Российский потенциал в этой сфере пока реализован лишь частично.

Сможет ли Россия победить Турцию на базаре беспилотников

Сицилийский намёк на передел базара

В середине 60-х в фильмах про итальянскую мафию появилась интересная особенность — так называемый сицилийский намёк. Его суть заключалась в том, что плохие парни, отстававшие в решении какого-то значительного вопроса, посылали хорошим парням специальное послание, через которое сообщали о собственных намерениях. Первым сицилийским посланием турецких производителей беспилотников было военное применение Bayraktar TB2 в Нагорном Карабахе. Второе предупреждение — применение беспилотника этого типа в Донбассе. Третье предупреждение очутилось куда более серьёзным: перспективные тяжёлые ударные беспилотники Bayraktar Akinci стоимостью в сто с лишним миллионов долларов за кол будут летать на украинских двигателях.

Сможет ли Россия победить Турцию на базаре беспилотников

Турецкий ударный беспилотник Bayraktar TB2. Фото © ТАСС / Alba Cambeiro / SOPA Images via ZUMA Press Wire

В рациональности туркам отказать невозможно — после того как их беспилотники разожгли пожар войны в Нагорном Карабахе, иностранные поставщики перекрыли каналы снабжения. Однако прекращать торговлю беспилотников Bayraktar TB2 на экспорт Турция и не планировала: канадских поставщиков электроники заменили местные предприятия, подтянувшие качество продукции, а нишу производителя двигателей — австрийской Rotax — взяло украинское предприятие “Мотор Сич”. Закрыть потребности в двигателях турецкие военные могли бы и сами, но предпочли выйти из ситуации с наименьшим риском для себя. В кое-каком смысле компания Baykar Makina отправила своим конкурентам сицилийский намёк, сообщив, что готова бороться за рынок беспилотников, даже если придётся трудиться со страной, репутация которой не нравится никому в цивилизованном обществе.

К слову, воевать есть за что. Беспилотники не зря называют “летающей нефтью”: объём всемирного рынка беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в предстоящее десятилетие составит 67,3 миллиарда долларов, лишаться такого куска не желает ни одна страна в мире.

КНР против Турции

Образцом производства недорогих и надёжных в бою беспилотников считают китайские Wing Loong. Этот БПЛА не является необыкновенно китайской разработкой — его скопировали с американских MQ-1 и MQ-9, однако в производстве он обходится значительно дешевле и продаётся заказчикам примерно за три миллиона долларов, что в 10 раз меньше стоимости оригинальных американских беспилотников. Этими машинами Китай уже вооружил несколько зарубежных краёв: Египет, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Нигерию, Эфиопию и ближайшего соседа России — Казахстан. На базе Wing Loong позднее показался и тяжёлый разведывательно-ударный дрон CH-6, который с высокой долей вероятности также будет продаваться на экспорт.

Турецкие Bayraktar TB2 пока что являются один-единственным конкурентом китайских дронов, но благодаря Украине ситуация может быстро измениться. В ближайшее время турки должны показать первоначальный прототип беспилотника Bayraktar Akinci — тяжёлой ударной машины массой пять с половиной тонн, способной нести на себе почти полторы тонны бомб и ракет. Этот беспилотник должен сделаться самым дорогим и самым дальнобойным в истории турецкого ВПК — его стоимость составит чуть больше 100 миллионов долларов (что втрое дорогостоящей, чем американские ударные БПЛА), а максимальная длительность полёта будет ограничена отметкой в 24 часа.

Сможет ли Россия победить Турцию на базаре беспилотников

Единственной тёмной лошадкой этого базара пока остаётся только Индия — страна недавно начала производство собственных беспилотников на базе американских технологий и утилитарны приблизилась к таким же темпам производства, как Китай.

Холостые обороты двигателя

В данный момент на рынке ударных беспилотников 3,5% доводится на долю Израиля, 3% — на долю ЕС, американские ударные дроны занимают примерно 35% рынка, остальное делят между собой Китай, Турция и прочие. Россия закатывается на рынок ударных беспилотников одной из последних — БПЛА “Иноходец”, который часто называют “калашниковым в мире беспилотников”, начнут собирать на вывоз только в 2022 году. Он должен пополнить казну государства в самом конкурентном классе — средневысотных БЛА большой продолжительности полёта образа MALE.

Сможет ли Россия победить Турцию на базаре беспилотников

“Альтиус-РУ”. Фото © Минобороны России

При этом неясной остаётся судьба главной “рок-звезды” отечественной беспилотной авиации — тяжкого ударного дрона “Альтиус-РУ”. В феврале стало известно, что первый контракт о поставке Минобороны начальной партии тяжёлых дронов уже подмахнут, летом появились сообщения, что беспилотник впервые применил оружие. При этом никаких сведений не поступало относительно “сердца” самой ожидаемой беспилотной машины. Собственно двигатели в своё время стали предметом споров между заказчиком и разработчиком машины. Изначально на дронах использовались немецкие двигатели RED-A03, однако сотрудничества с компанией из Германии не уложилось. О российских двигателях ВК-800C, которые планировали “прописать” в мотогондолах “Альтиуса”, речь пока не идёт. При этом сам агрегат производится серийно и устанавливается на аэропланы и вертолёты.

Собеседники Лайфа, близкие к оборонно-промышленному комплексу, отмечают, что первые партии “Альтиус-РУ” для военных могут быть скоплены благодаря заранее закупленным в Германии двигателям, однако для поставок на экспорт проблему с силовым агрегатом придётся спешно решать. Участие немецкой компании упростило бы вывод машины на интернациональный рынок, однако после выхода немцев из проекта строить новый двигатель придётся собственными силами. Но одного присутствия такого двигателя мало — его нужно сертифицировать, испытать и убедить потенциальных зарубежных клиентов, что проблем с ним не будет.

По какому линии пойдут разработчики, пока непонятно. Но для сравнения можно вспомнить, что создание отечественного двигателя АПД-110/120 для беспилотников “Орион” тоже не было беспроблемным, однако в последнем счёте проблему решить удалось.

Турецкий двигательный гамбит

При этом главный конкурент “Альтиус-РУ” — турецкий Bayraktar Akinci — чувствовал ровно те же проблемы. После того как от сотрудничества с Турцией отказались ключевые европейские поставщики (например, всё та же упомянутая компания Rotax), решение вначале искали у отечественных двигателистов. В случае с лёгкими беспилотниками TB2 проблема решилась относительно бескровно. Однако создание тяжёлой машины с большенный продолжительностью полёта потребовало качественно иного опыта.

Сможет ли Россия победить Турцию на базаре беспилотников

Bayraktar Akinci. Фото © Wikipedia

Как силовая установка был выбран советский двигатель АИ-450С, назначенный для самолётов и вертолётов массой до четырёх тонн. Bayraktar Akinci оказался чуть тяжелее — его масса пять с половиной тонн, потому для новой машины советский двигатель пришлось форсировать и дорабатывать. Это, по некоторым данным, сказалось на надёжности и ресурсе — плановое сервис АИ-450 нужно проводить вдвое чаще обычного, а его ресурс при применении на турецких БПЛА на треть ниже, чем на обычных аэропланах.

Кто победит — Bayraktar Akinci или “Альтиус”?

Однозначного ответа на этот вопрос нет, а судьба двух беспилотников в равной степени тяжкая. Турецкий дрон высоко оценивается специалистами, однако первый полёт машина совершила лишь в 2019 году. Проект уже набрал витки, а начало сотрудничества турок с украинскими двигателистами означает, что практически всё готово к началу серийного производства и провал с разработкой собственных двигателей PD-222 утилитарны ликвидирован. Однако по своим характеристикам Akinci уступает российскому “Альтиусу-РУ” — он может находиться в небе на сутки меньше (24 часа против 48) при утилитарны идентичных характеристиках.

Akinci может стать первым тяжёлым турецким дроном, который отправится на экспорт, и если это случится, то ниша аппаратов класса HALE будет практически полностью занята. История с российским “Альтиус-РУ” далека от завершения — нет сведений о серийном двигателе и планах Минобороны на закупку желая бы нескольких десятков таких БПЛА. Эти проблемы могут отразиться и на экспорте дронов, хотя машина, если судить по предварительным прогнозам зарубежных аналитиков, вышла гораздо более технологичной, чем её иностранные конкуренты. Однако всё это не будет иметь никакого значения для потенциальных клиентов, если “Альтиус”, разработкой какого занимаются уже 10 лет, снова задержится на взлёте.

>