Советский ас Сергей Горелов
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Советский ас Сергей Горелов
Советский ас Сергей Горелов

Советский ас Сергей Горелов

Спозаранку утром 3 июля 1943 года на сопровождение 12 штурмовиков Ил-2 вылетели 10 Ла-5фн 13 иап (201 иад, 10 иак, 2 ВА) под командованием ст. лейтенанта С.Д.Горелова. В зоне Белгорода их атаковали 35 истребителей противника. Завязался воздушный бой, в котором советские летчики сбили 8 самолетов противника. Командир эскадрильи С.Д.Горелов, командир звена Б.П.Рогов сшибли по два Bf-109, мл. лейтенанты А.В.Калмыков, В.А.Кириченко, П.А.Морозов и Ф.М.Мухин уничтожили по одному “Мессершмитту”.
Для сопровождения пяти групп пикирующих бомбовозов Пе-2 204 бад было выделено 50 истребителей. 18 Пе-2, ведомых гвардии капитаном Ермаком, прикрывали 10 самолетов Ла-5 437 иап (201 иад) под командованием капитана В.Н.Орлова. В зоне Томаровки эту группу атаковали 32 истребителя противника. Немцы потеряли в этом бою 6 самолетов. Успеха добились мл. лейтенанты К.П.Фомичев, В.Н.Перфильев, А.И.Простяков, П.П.Коваль, сшибившие по одному “Мессершмитту”. Капитан В.Н.Орлов сбил 2 вражеских самолета.
В конце дня на пятом вылете в район Задельное, Быково, сопровождая 6 штурмовиков, ст. лейтенант А.А.Губанов во главе 4 Ла-5фн из 13 иап повстречал группу немецких истребителей. Комэск Губанов сбил 2 самолета противника. “Илы” вернулись без потерь.
————————————————————————————

Горелов Сергей Дмитриевич – родился 23 Июня 1920 года в селе Монастырщина, ныне Кимовского зоны Тульской области, в семье крестьянина. Окончил Московский химический техникум. Работал на заводе. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебское военное авиационное училище пилотов. В начале Июля 1941 года принял боевое крещение под Львовом, летая в составе 165-го истребительного авиаполка на аэропланах И-16 и И-153.

Летом 1941 года под Горьким освоил самолёт ЛаГГ-3, на котором воевал под Смоленском. Первую победу одержал в Августе 1941 года под Ельней, сшибив корректировщик Hs-126. Позднее записал на свой счёт более 20 вражеских самолётов.

Осенью 1941 года участвовал в битве за Москву. Сергею Дмитриевичу двукратно приходилось прыгать с подбитого самолёта на оккупированную территорию. За 3 месяца 1941 года он был сбит четырежды, но с каждым разом ещё мощнее рвался в бой. Затем, в составе сводной части, под Ногинском готовился к параду 7 Ноября 1941 года на Красной площади.

С 1942 года воевал уже в составе 13-го истребительного авиационного полка ( 25 Августа 1943 года реорганизован в 111-й Гвардейский ), прошедшего все главные воздушные сражения Великой Отечественной войны: Сталинград, Кубань, Курск, Днепр, Тернополь.

Под Сталинградом, воюя на ЛаГГ-3, Сергей Горелов одержал несколько побед, и получил свою первую награду – орден Отечественной войны 1-й степени. К этому поре он занимал должность командира эскадрильи. С Ноября 1942 года воевал на Ла-5, позднее – на Ла-5ФН. На самолётах Лавочкина лётчики его эскадрильи организовали немцам на Кубани второй “воздушный Сталинград”. Также участвовали в боях под Курском, на Западной Украине, в Польше и Чехословакии.

12 Декабря 1942 года неприятель предпринял наступление из района Котельникова вдоль железнодорожного полотна на Сталинград, пытаясь прорваться к окружённой группировке с юга. Утром 19 Декабря фашисты кинули против нашего 3-го механизированного корпуса около 300 танков. Для обеспечения боевых действий подоспевшей 2-й Гвардейской армии была возвышена группа истребителей Ла-5 во главе с Сергеем Гореловым. Она бесстрашно вступила в неравный бой с несколькими группами вражеских бомбардировщиков, рвавшихся к нашим наземным армиям, и в жесточайшем воздушном бою сбила 10 самолётов противника. Наземные войска удержали оборону.

В Апреле 1943 года пилоты 13-го авиаполка сражались над Малой Землёй. 20 Апреля на подступах к Мысхако разгорелся ожесточённый воздушный бой 16 советских пилотов с большой группой немецких самолётов ( 18 бомбардировщиков Не-111 и 22 истребителя Ме-109 ). В этой схватке 2 вражеские машины бывальщины сбиты, ещё 2 подбиты. Один из “Хейнкелей” был подбит Сергеем Гореловым. Задымив, он ушёл в сторону немецкой территории, его дальнейшая судьбина неизвестна.

Уже на следующий день, 21 Апреля 1943 года, вылетев на задание в составе 6 “Лавочкиных”, в упорном воздушном бою с большенный группой вражеских самолётов ( 18 бомбардировщиков и 25 истребителей ), Лейтенант Сергей Горелов сбил один “Хейнкель-111”. Этот бепримерный по соотношению сил бой закончился победой наших пилотов. Бомбардировщики противника не прорвались к передовым позициям советских войск. Было уничтожено 6 и подбито 3 вражеских самолёта. Наши утраты составили 1 машину, пилот которой погиб…

3 Августа 1943 года войска Воронежского фронта перешли в контрнаступление на Белгородско – Харьковском курсе. В те дни лётчики 10-го истребительного авиационного корпуса 2-й Воздушной армии прикрывали районы сосредоточения и ввод в прорыв 1-й и 5-й Гвардейских танковых армий. При этом особенно деятельно действовали полки 201-й истребительной авиационной дивизии.