Рекомендации и секреты поэта, обучавшего будущего царя-реформатораВ наступившем году сотни российских школ подписались на наш журнал. “Родина” давным-давно стала дополнительным и незаменимым учебным пособием для учителей истории и литературы. Мы продолжаем публикации рубрики “Открытый урок”, где даем слово лучшим российским педагогам и мыслителям прошедшего и настоящего.
Цесаревич Александр Николаевич c наставником В.А. Жуковским. Гравюра. 1850-е годы.
Очередной открытый урок "коротает" Василий Андреевич Жуковский
В.А. Жуковский
План учения его императорского высочества, государя великого князя наследника цесаревича Александра Николаевича*
140 лет назад, 1 марта 1881 года, от рук народовольцев погиб Александр II. Царь-освободитель, царь-реформатор, накрепко усвоивший главные уроки своего воспитателя Василия Андреевича Жуковского: будь просвещенным, уважай закон, окружай себя достойными помощниками, обожай свободу и народ.
Блестящий литератор, друг и наставник Пушкина, автор первого гимна Российской империи и учитель императрицы Александры Федоровны разработал и претворил в существование план воспитания и обучения наследника престола с нежного возраста до первых лет молодости. Конспективный план, представленный в 1826 году на суд папу – императора Николая I (его сыну 8 лет), был снабжен бесценными примечаниями: поэт изложил свое видение, как воспитать "либерала на престоле". Плоды педагогического труда Жуковского трудно переоценить: его августейший воспитанник стал царем, по манию которого пало многовековое рабство и навеки изменился облик империи.
Наш сегодняшний Открытый урок – от царского наставника.
Цель
Цель воспитания вообще и учения в особенности кушать образование для добродетели. <…>
Учение образует для добродетели, знакомя питомца:
– с тем, что окружает его;
– с тем, что он есть;
– с тем, что он быть должен, как существо нравственное;
– с тем, для чего он назначен, как существо бессмертное.
Учение от 8 до 20
Полагаю, что учение будет продолжаться от 8-ми до 20-ти лет. Его можно разделить на три главных периода.
Рекомендуем: стеллажи для хранения
Сей период можно сопоставить с приготовлением к путешествию…"
Первый период. Отрочество (От 8-ми до 13-ти лет).
Учение приготовительное.
Сей период можно сравнить с приготовлением к странствию: надобно дать в руки компас, познакомить с картою, снабдить орудиями, нужными для приобретения сведений и для открытий.
– Компас. Предварительное образование ума – утилитарная логика. Образование сердца: развитие нравственного чувства посредством первых понятий религии.
– Карта. Знания. Сообщение вкратце, в связи, в четкой и полной системе, сообразуясь с понятием воспитанника, наблюдая нужную постепенность всех тех познаний, которые после должны быть предложены ему раздельно, как науки со всеми необходимыми подробностями.
– Орудия. Языки способны дополнять сообщенные знания знаниями собственно приобретенными – талантами.
Другой период. Юношество (От 13-ти до 18-ти лет).
Учение подробное.
Продолжая сравнение, назовем сей период самым путешествием. Путеводный компас в руках. Карта популярна. Дороги означены. Нет опасности заблудиться: ум приготовлен, любопытство пробуждено. Не опасаясь смутности и беспорядка в понятиях, воспитанник может обращать все свое внимание на любой предмет отдельно.
– Подробное преподавание наук, нужных воспитаннику как члену просвещенного общества.
– Более подробное преподавание таких наук, какие наиболее нужны ему по его назначению:
1. Науки антропологические, имеющие предметом человека: История. География, то есть этнография и статистика. Политика. Философия.
2. Науки онтологические, имеющие объектом вещь: Математика. Естественная история и технология (физическая география). Физика.
Портрет Василия Жуковского. Гравюра Ф. Вендрамина с портрета О. Кипренского. 1817 год. Фото: РИА НовостиКАЖДЫЙ ОТДЕЛЬНЫЙ Неплохой ПОСТУПОК ВЕСЬМА МАЛОВАЖЕН: ОДНО ТОЛЬКО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ПОСТОЯНСТВО В ДОБРЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ ВНИМАНИЕ И ХВАЛУ. Василий Жуковский
Третий этап. Первые годы молодости (От 18-ти до 20-ти лет).
Учение применительное.
Этот период мы сравним с окончанием путешествия. Сведения собраны, остается их обозреть, повергнуть в порядок и определить: какое должно быть сделано из них употребление. В этом периоде воспитанник более действует сам, нежели приобретает от наставника. Он уже не занимается никакою наукою раздельно, он сам составляет для себя коренные правила жизни, которые не иное что, как произведение всего, что дали ему воспитание и учение. Этот этап должен быть посвящен занятиям собственным и чтением немногих истинно-классических книг, предпочтительно таких, кои могут познакомить питомца с рослым его назначением и страною, которой он должен посвятить жизнь свою.
О дисциплине
Дверь учебной горницы, в продолжение лекции, должна быть неприкосновенна; никто не должен себе позволять в нее входить в то пора, которое великий князь будет посвящать занятию: из этого правила не должно быть ни для кого исключения. Великий князь приучится ценить своим временем, когда увидит, что им дорожат и другие, и что в порядке часов соблюдается строжайшая точность. Его высочество в продолжение своего воспитания должен свыкнуться не почитать ничего выше своих обязанностей. Он должен идти вперед постоянным и равным шагом: порядок ненарушимый кушать главное для сего условие
О контроле
Дабы иметь понятие о ходе и успехах учения, должны быть установлены испытания, ежемесячные и полугодовые; ежемесячные должны производиться в присутствии государыни императрицы; полугодовые (в половине июня и в конце декабря), если вероятно, в присутствии самого государя императора.
На учебном столе должна лежать настольная книга, в которую учителя, по окончании любой лекции, будут записывать, каково было во время ее поведение и учение великого князя.
О поощрении
Осмеливаюсь прибавить тут одно замечание: изъявляемое одобрение государя императора должно быть величайшею наградою для нашего воспитанника, а изъявленное неодобрение его величества самым тяжким карой. Надобно весьма дорожить сим важным средством. Чем будет оно реже, тем более будет иметь цены, тем сильнее будет поступок.
Великому князю надлежит привыкать видеть в исполнении своих обязанностей простую необходимость, не заслуживающую никакого особенного похвалы: такая привычка образует твердость характера. Каждый отдельный хороший поступок весьма маловажен: одно только продолжительное постоянство в добре заслуживает внимание и хвалу. Его высочество должен приучиться работать без награды: мысль об отце должна быть его тайною совестью. Тогда только одобрение отца будет для него благодетельным счастьем и действительным поощрением к новоиспеченным усилиям.
Об осуждении
То же самое можно сказать и о выражении родительского неодобрения. Его высочество должен трепетать при мысли об упреке папу. Государь будет всегда знать о его мелких проступках, но пускай это будет тайною между его величеством и наставниками; пускай питомец чувствует вину свою и сам наказывает себя тягостным своим чувством. Но испытать явный гнев отца должно быть для него случаем один-единственным в жизни.
Об истории
История познакомит наследника престола с судьбой народов и, объяснив причины их бедствий и благоденствия во всех порах, должна сказать ему в заключение: верь, что власть царя происходит от Бога, но верь сему, как верили Марк Аврелий и Генрих Великий; сию веру имел и Иоанн Грозный, но в душе его она была гибельной насмешкою над божеством и человечеством.
О главном
Уважай закон и научи уважать его своим примером: закон, пренебрегаемый царем, не будет храним и народом.
Обожай и распространяй просвещение: оно – сильнейшая подпора благонамеренной власти; народ без просвещения есть народ без достоинства; им кажется легко править только тому, кто хочет властвовать для одной власти – но из слепых рабов легче сделать свирепых мятежников, нежели из подданных просвещенных, умеющих ценить благо распорядка и законов.
Уважай общее мнение: оно часто бывает просветителем монарха.
Люби свободу, то есть правосудие, ибо в нем и милосердие царей, и независимость народов; свобода и порядок – одно и то же; любовь царя к свободе утверждает любовь к повиновению в подданных.
Владычествуй не силою, а распорядком: истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа.
Будь верен слову: без доверенности нет уважения, неуважаемый – бессилен.
Опоясывай себя достойными тебя помощниками: слепое самолюбие царя, удаляющее от него людей превосходных, предает его на жертву корыстолюбивым невольникам, губителям его чести и народного блага.
Уважай народ свой: тогда он сделается достойным уважения.
Не обманывайся насчет людей и итого земного, но имей в душе идеал прекрасного – верь добродетели!
Дополнительное занятие к Открытому уроку – в разделе "Научная библиотека" (с. 98)
* Публикуется с сокращениями. Подзаголовки для удобства чтения поставлены редакцией.