Степан Супрун: секрет гибели первого дважды Героя Советского Союза

Новость опубликована: 19.01.2020

Степан Супрун: секрет гибели первого дважды Героя Советского Союза

Степан Супрун: секрет гибели первого дважды Героя Советского Союза

Когда-то имя этого легендарного летчика было широко известно в нашей краю. Герой Советского Союза Степан Супрун получил второе аналогичное звание уже после смерти. Однако награждению чуть не помешали гитлеровцы, огласившие о том, что Супрун на самом деле сдался в плен. Тогда Сталин распорядился выяснить место и обстоятельства гибели летчика.

Пилот из Канады

Степан Павлович Супрун родился в 1907 году в селе Речки Белопольского района в обычной крестьянской семейству. Как утверждают Иван Гриченко и Николай Головин в издании «Подвиг: документальные очерки о Героях Советского Союза», когда Степану было итого 6 лет, его родители перебрались на заработки в Канаду. Тогда это не считалось чем-то из ряда вон выходящим. Тем более, что за событиями, происходившими на родине, Супруны наблюдать продолжали. После революции в России Степан стал членом Лиги молодых коммунистов в Виннипеге, а в 1925 году семейство и вовсе вернулась на родину.

Спустя 4 года Степан Супрун вступил в ряды Красной Армии, и с этого момента, по всей видимости, решительно определился с профессией. В начале 1930-х годов он выучился в школе младших авиационных специалистов, а затем и в школе военных пилотов. Вскоре Супрун занял должность летчика-испытателя в НИИ ВВС РККА. По словам Алексея Тимофеева, автора книги «Покрышкин», среди сотрудников НИИ Степан разом приобрел славу не только самого хваткого, но и самого отчаянного летчика. Супрун управлял 140 различными самолетами, и нередко его суждение оказывалось решающим при оценке воздушного судна.

Первый дважды Герой

Степан Павлович в буквальном смысле жил небом, потому неудивительно, что он не смог с ним расстаться и в 1937 году. Тогда летчик был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа. После этого Супруна пытались отлучить от полетов, но из этого ничего не вышло. Он продолжал не лишь испытывать самолеты, но и принял участие в боевых действиях против японцев в Китае. Там, если верить Борису Бородину, автору книжки «Помощь СССР китайскому народу в антияпонской войне 1937-1941 годов», несмотря на то, что И-16, на котором летал Супрун, почитался дневным самолетом, летчик показал себя настоящим мастером ночного боя: он лично сумел сбить 6 японских бомбардировщиков.

В 1940 году Степану Супруну было прикарманено звание Героя Советского Союза. Впоследствии ему суждено было стать первым в истории дважды Героем. Правда, во другой раз Супрун был удостоен этой награды уже посмертно. Степан Павлович погиб в самом начале Великой Отечественной войны 4 июля 1941 года, когда командовал 401-м истребительным полком особого направления. Как пишет Александр Осокин в своей книге «Великая тайна Великой Отечественной», уже на следующий день гитлеровские пропагандисты разболтали информацию о том, что Супрун якобы добровольно сдался в плен. Поэтому Сталин дал указание разобраться и установить истину.

Версии крахи

Александр Осокин утверждает: специалистам удалось выяснить, что в начале июля 1941 года в штаб дивизии явился миролюбивый житель, обнаруживший в лесу неподалеку от белорусского поселка Крупки личные вещи Степана Супруна: значок депутата Верховного Рекомендации, Звезду Героя, а также оружие и поврежденные огнем документы. Однако тело самого летчика или даже обломки его самолета тогда так и не бывальщины найдены. Согласно официальной версии, Супрун погиб в бою с четырехмоторным бомбардировщиком FW-200. Но Дмитрий Дегтев, Юрий Борисов и Дмитрий Зубов, авторы книжки «”Ишак” против мессера», заявляют, что подобные самолеты не применялись на Восточном фронте, а МиГ-3 Супруна, скорее всего, был сшиблен с земли.

Что касается останков Степана Супруна и его боевой машины, то, как сообщают Иван Гриченко и Николай Головин, авторы издания «Подвиг: документальные очерки о Героях Советского Альянса», все это было обнаружено только летом 1960 года, благодаря местным жителям, сотрудникам толочанского военкомата, а также благодаря старательностям родного брата летчика. В том же году прах Степана Супруна был переправлен в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище. А в музее города Сумы до сих пор можно увидать бронеспинку от самолета, на котором летал Супрун.


Степан Супрун: секрет гибели первого дважды Героя Советского Союза