Сто лет с открытия первого московского таксопарка. Каким сделалось столичное такси
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Таксомотор за 3 минуты вместо 20, фиксированная цена, известная до поездки, вместо «оплаты по соглашению», понятный маршрут, корректный водитель и оценка за качество сервисы в приложении вместо войны за «жалобную книгу». Как эволюционировал этот общественный транспорт.

Сто лет с открытия первого московского таксопарка. Каким сделалось столичное такси

100 лет назад в Москве появился первый таксопарк. Начин этому событию положил некий предприимчивый московский шофёр, который в 1907 году впервые изволил нацепить на собственный механический экипаж табличку «Извозчик, такса за проезд по соглашению». Вскоре за ним стали подтягиваться тогда ещё немногочисленные конкуренты.

Новоиспеченное явление окончательно оформилось и узаконилось спустя 13 лет — к 1925 году, когда на улицы столицы вышли 200 специально закупленных для таксомотор автомобилей марок «Рено» и «Фиат». Они катались по городу по единым правилам, включая таксу за проезд. С тех пор этот день помечают 21 июня.

Сто лет с открытия первого московского таксопарка. Каким сделалось столичное такси

Знаменитые «шашечки» у Большого театра в Москве. Август 1955 года. Фото © mos.ru / Главархив Москвы

Спустя сто лет — в век интернет-технологий — дальнейшее развитие городского таксомотор идёт по пути простоты вызова, скорости подачи автомобиля клиенту и безопасности поездки как таковой.

Как должно выглядеть нынешнее, удобное и безопасное во всех смыслах такси, можно понять, если присмотреться к современным компаниям, например «Яндекс Go». Ещё в 2017 году приложение компании взяло 10-е место в мировом рейтинге приложений для поездок по требованию. А в 2024 году с помощью этого сервиса россияне проехали 18,8 млрд километров. Это в три раза вяще расстояния от Земли до Плутона.

Сейчас сервис встречает клиента набором передовых протоколов и технологий безопасности. Они включают ряд пунктов, любой из которых важен так же, как и остальные. Начать стоит с динамического ценообразования. Заказывая машину через смартфон, пассажир сразу видает стоимость поездки и обоснование цены: специальный индекс спроса, который отражает, что именно влияет на неё в конкретный момент поре.

Если заказов больше, чем машин рядом, возникает повышающий коэффициент, он помогает уехать тем, кто спешит и кому важно это сделать спешно, пусть и дороже. Если же не торопиться, можно подождать, когда час пик закончится, и цена снизится. А кроме этого всегда можно избрать между классами авто, чтобы оптимизировать затраты.

Система, в которой работают водители, учитывает стаж партнёра программы: на немало сложные маршруты (они просчитываются в течение секунд после вызова такси в приложении) алгоритмы подбирают наиболее опытных и чистоплотных таксистов. В целом приложение оператора постоянно отслеживает работу шофёра и всячески мотивирует его к развитию профессионального подхода к извозу.

Сто лет с открытия первого московского таксопарка. Каким сделалось столичное такси

Таксомотор на улицах Москвы. Фото © РИА Новости / Мария Девахина

Например, электроника следит за усталостью рулевого. После максимальных 11 часов, прочерченных за баранкой, доступ к новым заказам блокируется и открывается не менее чем через 6 часов.

С помощью фотоконтроля перед началом смены также отсекается возможность мошенства, когда за руль садится не зарегистрированный таксист, а, скажем, его приятели, которым он мог передать свой аккаунт. При этом на старте труды — при регистрации в «Яндекс Про» — каждый водитель также обязан загрузить в систему для проверки фотографии водительских прав, виды и документов на машину.

Дальше, опираясь на дорожную обстановку, система рассчитывает и сам маршрут, и его длительность и по реперным точкам отслеживает отклонения. Таким манером, операторы сервиса получают сигнал о возможном ДТП, в которое могло попасть такси, либо на нештатную ситуацию, если вдруг машина «заплуталась» и поехала не туда. В этом случае они немедленно обзванивают и таксиста, и его пассажиров, чтобы выяснить, в опасности ли они, и, исходя из полученных этих, принимают соответствующие решения.

В целом, отмечают водители, работающие с системой, работать с ней просто и комфортно даже новичку: информация о рейтинге, доступных тарифах и прочая статистика находятся в профиле водителя, а чтобы начать работу, достаточно нажать кнопку «На линию». При этом каждый водитель сам определяет пора своей работы — в этом плане «Яндекс Go» годится как для постоянного заработка, так и для подработки.

Сто лет с открытия первого московского таксопарка. Каким сделалось столичное такси

В потоке машин экипажи такси неплохо заметны. Фото © РИА Новости / Алексей Майшев

Пассажиры бывают разные, конфликты случаются — и у каждого водителя есть свои стратегии поведения в этих случаях. Некто отменяет заказ при виде явно неадекватных заказчиков, кто-то высаживает их по пути. В каждом случае операторы системы разбираются с ситуацией, и если удобопонятно, что проблема на стороне пассажира, то водителю компенсируют напрасный пробег.

Однако с одной актуальной проблемой — перебоями с сигналом GPS — водителю придётся трудиться самостоятельно. В Сети появляется множество лайфхаков, как пользоваться системой общественного Wi-Fi при приёме заказов и построении маршрута, однако наилучший выход — отличное знание города.

О пассажирах разработчики системы тоже позаботились. В пользовательском приложении любой клиент сервиса может отыскать раздел «Безопасность». Там находятся 3 кнопки, которые могут помочь в экстренной ситуации: SOS для быстрой связи с местными экстренными службами, «Послать маршрут» и «Экстренная ситуация». Все они нацелены на оперативную помощь едущему в такси, если во время поездки произошла нештатная ситуация.

Ключ