издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти

ВААнтон ВалагинАтомная подлодка США потопила теплоход со студентами09 февраля 2025поделиться

9 февраля 2001 года в Негромком океане атомная субмарина ВМС США “Гринвилл” при всплытии протаранила японское учебное судно “Эхиме Мару” со студентами на борту. Небольшой теплоход разломился напополам и мгновенно затонул. Погибли девять человек: три члена экипажа, четверо подростков и два преподавателя. Подлодкой в момент столкновения правили случайные люди.

“Эхиме Мару” выполняло учебный рейс на Гавайи для студентов рыболовецкого колледжа префектуры Эхиме. Помимо 20 членов экипажа на борту было 13 подростков и 2 педагога. Программа 74-дневного плавания вводила занятия по ярусной ловле тунца, морской навигации, океанографии и изучению устройства судна. 8 февраля “Эхиме Мару” ошвартовалось в Гонолулу, а на вытекающий день опять вышло в море.

Подлодка “Гринвилл” тоже катала туристов. На борту было 16 гражданских: восемь крупных бизнесменов (шестеро с женами) и журналист Джек Клэри – тоже с супругой. Их сопровождал начальство штаба подводных сил США на Тихоокеанском флоте Роберт Брандхаубер. Круиз был организован отставным контр-адмиралом Ричардом Мейком для сбора оружий на восстановление линкора “Миссури”.

Подобные экскурсии на боевые корабли ВМС США в рамках “программы по связям с общественностью” – обычное дело. Двумя годами ранее “Гринвилл” валял активистку-феминистку и жену вице-президента США Типпер Гор – ей даже дали порулить.

VIP-лодка

Ударная атомная субмарина проекта “Лос-Анжелес” была спущена на воду в 1996 году и сделалась первой подлодкой в истории американского флота, названной не в честь штата или крупного города, как принято, а получившей имя маленького городка Гринвилл, штат Теннесси. Вероятно, потому, что в Гринвилле находились заводы корпорации “Магнавокс”, выпускавшей корабельную электронику. К тому же жители, промышленники и правительство штата прочертили мощную пиар-кампанию по наименованию корабля в честь своего города.

Первые годы службы “Гринвилла” отмечены записями о невысокой профессиональной подготовке экипажа и периодическими дисциплинарными взысканиями его членов. Все изменилось после направления командиром Скотта Уоддла. Он за год вывел субмарину в передовики – именно поэтому “Гринвиллу” доверили принимать высоких гостей.

9 февраля 2001 года в 08:00 по здешнему времени субмарина вышла из базы ВМС Перл-Харбор для выполнения короткой, уже обкатанной программы: экскурсия по кораблю, обед и демонстрация маневренных возможностей подлодки. В 14:30 “Гринвилл” должен был вернуться на базу, где бизнесменов ожидал прием у контр-адмирала и еще один обед.

Перед отходом выяснилось, что дисплей гидролокатора в центральном посту не работает. Починка или замена прибора разламывала весь график, поэтому Уоддл решил, что обойдется и так.

В чреве прыгающего кита

В 10:17 лодка ушла под воду, болтанка прекратилась и гостей позвали к столу. Обед затянулся и офицеры не раз напомнили командиру, что пора переходить к демонстрации, если мы желаем вернуться в базу вовремя. Наконец, в 13:10 Уоддл перешел в центральный пост, чтобы начать маневры. Следом за ним взошли 15 гостей и начальник штаба.

В это время вахтенный штурман Патрик Сикрест перестал вести прокладку курса корабля на бумажном планшете. Как он разъяснил позже, рубка заполнилась посторонними, гости стояли между его рабочим местом и планшетом. Двое бизнесменов и их жены заговорили с гидроакустиками, отвлекая их от труды.

К 13:30 “Гринвилл” проделал в подводном положении несколько эффектных эволюций: резкие повороты из стороны в сторону на полном ходу, смена глубин. “Наши гости ликовали, как дети! Я едва мог сдержать улыбку, наблюдая за изумлением и восторгом на их лицах”, – рассказывал Уоддл впоследствии.

Предстояла самая впечатляющая доля программы: резкое погружение и еще более интенсивное всплытие с продувкой всех балластных цистерн. Лодка при этом выскакивает из воды, как кит, а находящиеся внутри чувствуют ощущения, схожие с американскими горками.

Инструкция предписывает перед выполнением маневра всплыть на перископную глубину и осмотреться, чтобы никого не задеть. Гидроакустики доложили, что поблизости замечены несколько рыболовных траулеров, но находятся они на безопасном удалении. Находившуюся в трех километрах от лодки “Эхиме Мару” акустики не приметили из-за посторонних разговоров и потому, что подлодка до этого металась из стороны в сторону.

Оставался перископ. “Гринвилл” опаздывал в базу и вместо возложенных трех минут командир осматривал горизонт полторы. К тому же прибор захлестывала крупная волна. “У меня нет визуальных контактов”, – огласил Уоддл и приказал погружаться. Когда лодка оказалась на глубине, командир пригласил журналиста занять места за рулями, а генерального директора нефтяной компании из Техаса Джона Холла провел к пульту управления балластными цистернами. Тот нажал, что ему произнесли, и субмарина вылетела на поверхность, как пробка.

Удар и его последствия

“Эхиме Мару” оказалась прямо над “Гринвиллом”. В 13:43 вертикальный стабилизатор подлодки разрезал шхуну напополам, от правого борта до левого. Японцы услышали и ощутили два удара, капитан на мостике посмотрел в сторону кормы и увидел выплывшую рядом подводную лодку. Его судно потеряло ход и стало погружаться.

Удар почувствовали и на подлодке. Уоддл развернул перископ, увидал стремительно уходящую вниз корму небольшого теплохода и прыгающих в воду моряков. Командир “Гринвилла” отправил в Перл-Харбор извещение об аварии с просьбой о помощи.

Японцы барахтались в пленке топлива, вытекшего из баков “Эхиме Мару”, взбирались на автоматически надувшиеся плоты. Подлодка не сделался подходить к месту аварии, чтобы спасти членов экипажа потопленного ею судна.

Как объяснил потом командир, “Гринвилл” после всплытия сидел бездонно в воде, трехметровые волны перехлестывали через палубу, из-за чего можно было открыть лишь верхний рубочный люк. К тому же 110-метровая субмарина при движении тоже поднимала вал, которая могла опрокинуть спасательные плоты. В общем, он оставался в стороне и наблюдал.

В 14:27 с берега прилетел вертолет и занялся розыском людей в воде. Следом примчались два катера береговой охраны, они забрали 26 членов экипажа и пассажиров японского корабли. Также прилетели два вертолета с журналистами – в течение часа сообщения об аварии появились на лентах мировых агентств.

“Извините”

Японских моряков привезли на остров Оаху. Одному из спасенных понадобилась медицинская помощь – у него была сломана ключица. Девять человек с “Эхиме Мару” огласили пропавшими без вести. Капитан судна заявил, что они, скорее всего, в момент аварии находились во внутренних помещениях и не смогли выкарабкаться. Самолеты и корабли береговой охраны и ВМС США три недели прочесывали океан в районе столкновения, но никого не нашли.

Сообщение о гибели теплохода со студентами захватило премьер-министра Японии Есиро Мори во время игры в гольф. Он выслушал донесение и продолжил играть. Впоследствии ему это аукнулось бессердечной критикой со стороны оппозиции – особенно когда в прессе появились снимки, где он безмятежно размахивает клюшкой.

11 февраля президент США Джордж Буш извинился за аварию по национальному телевидению. Вслед извинились госсекретарь и министр обороны Соединенных Штатов. Посол США в Токио принес личные извинения премьер-министру Мори и японскому императору.

Публичное сожаление первых лиц не понравилось американскому истеблишменту – в особенности ветеранам войны на Тихом океане. “Мы слишком щедро извиняемся за случайное схватка”, – написал в Washington Post популярный колумнист Ричард Коэн.

Семьи погибших доставили на Гавайи и отвезли к месту аварии. Японцы попросили возвысить “Эхиме Мару”, что и было сделано в октябре. На судне нашли тела восьмерых моряков, один человек не найден до сих пор. После обследования обе половины корпуса теплохода отбуксировали в море и потопили на большой глубине.

Правительство США выплатило родственникам 13,9 миллиона долларов компенсации. Две семьи отказались принять деньги, но запоздалее изменили решение – когда к компенсации добавили личные извинения командира подлодки.

“Я рада, что все закончилось… Но все же предпочла бы опять увидеть сына”, – сказала мать одного из погибших студентов Масуме Терата.

На набережной Гонолулу установили скромный мемориал в память об инциденте. Его появление потребовало бурю негодования среди ветеранов ВМС США, так как это единственный памятник японцам на Гавайях, да еще и установленный на деньги американских налогоплательщиков.

Суд

Командир Скотт Уоддл предстал перед судом флота США. В него включили и японского адмирала – истина, без права голоса. Штурман Патрик Сикрест получил иммунитет в обмен на нужные следствию показания. Уоддл признал свою вину в аварии и извинился перед присутствовавшими в зале родственниками потерянных.

“Было важно, чтобы он встал и взял на себя ответственность. Мы хотели, чтобы это произошло. Общественность хотела того же. И он сделал все весьма хорошо”, – рассказал впоследствии однокашник Уоддла по военно-морской академии коммандер Марк Паттон.

Командиру “Гринвилла” объявили внушение и оштрафовали на половину месячной зарплаты (через полгода штраф отменили за хорошее поведение). Японцы были поражены. “Если бы нам моряк свершил такое, его бы уволили с позором и судили, как уголовного преступника”, – сказал отец погибшего студента Ресуке Терата.

После корабля Скотт Уоддл вышел в отставку с сохранением всех выплат и регалий. В 2002 году он съездил в Японию и лично извинился перед родителями двух потерянных студентов. Сейчас он бизнес-тренер в Северной Каролине.

Бодливая корова

После аварии АПЛ “Гринвилл” своим ходом вернулась в Перл-Харбор, где ее поставили в сухой док и осмотрели. Таран пассажирского корабли не причинил атомоходу, чей корпус усилен для арктической службы, серьезного ущерба. В двух местах: под рубкой и на вертикальном стабилизаторе, – срезало звукопоглощающее покрытие. На пере руля показалось несколько вмятин, одна сквозная. Ремонт обошелся в два миллиона долларов, корабль вернулся в строй в апреле 2002 года.

Сквозь четыре месяца подлодка при входе в порт Сайпана (Северные Марианские острова) села на мель. Нижняя часть корпуса, рули и винтообразная группа получили незначительные повреждения. Но для их исправления понадобилось вновь поставить корабль в сухой док, а это сорвало график боевой службы. Командира АПЛ Дэвида Богдана, вахтенного штурмана и кормчего сняли с должностей. Кроме того, штурману и рулевому предъявили обвинения в “создании угрозы для судна во время адмиральского смотра” – в момент аварии на борту “Гринвилла” был командующий 7-й группой подводных лодок контр-адмирал Джозеф Энрайт.

Еще через пять месяцев у берегов Омана подлодка столкнулась с транспортно-десантным кораблем ВМС США “Огден”. Инцидент произошел в момент сближения кораблей для передачи двух моряков. “Огден” получил пробоину длиной 46 сантиметров ниже ватерлинии. Удар пришелся в топливный бак, в море вылилось четыре тонны солярки. Люд не пострадали.

Командира “Огдена” признали виновным в столкновении и уволили. “Гринвилл” после мелкого ремонта продолжил службу. В 2003 году он зачислил участие в испытании мини-подлодки ASDS для скрытной доставки “Морских котиков”. “Гринвилл” с пристегнутой к палубе субмариной диверсантов свершил несколько походов в Индийский океан и Персидский залив, потом программу ASDS закрыли из-за перерасхода средств и неразрешимых технических проблем.

В 2016 году субмарина получила награду командования Первой эскадры подводных ладей – видимо, за безаварийность. Сейчас USS Greenville проходит ремонт с модернизацией в Портсмуте и потому угрозы для судоходства не представляет.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новинки о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться

Источник