Схватка с горой: как «Русские витязи» разбились во Вьетнаме
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Схватка с горой: как «Русские витязи» разбились во Вьетнаме

Прослушать новинка Остановить прослушивание

Схватка с горой: как «Русские витязи» разбились во Вьетнаме

Фотография самолетного строя за 20 минут до трагедии

Фотография самолетного строя за 20 минут до трагедииПодробнее: https://odintsovo.info/news/?id=4295

odintsovo.info 12 декабря 1995 года три российских Су-27 потерпели крушение при заходе на посадку в 25 км от авиабазы Камрань во Вьетнаме. Погибли четыре летчика из состава пилотажной группы ВВС России «Русские витязи», участвовавшие в показательных полетах на интернациональном авиасалоне в Малайзии. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить письмо Скопировать ссылку

Схватка с горой: как «Русские витязи» разбились во Вьетнаме

      В конце 1995 года на острове Лангкави в Малаккском проливе проходил интернациональный авиасалон. Для демонстрационных полетов в Малайзию вылетели шесть истребителей Су-27 (две спарки и четыре одноместных) и самолет-лидер Ил-76, какой пилотировал начальник Государственного летно-испытательного центра Владимир Гребенников. На военном транспортнике находились члены российской делегации и авиационные техники, на Су-27 — восемь пилотов из пилотажной группы «Русские витязи». По пути на остров Лангкави на спарке Су-27УБ произошел отказ одной из систем.

      Машину пришлось покинуть в Китае, но и пять российских «витязей» произвели в Малайзии настоящий фурор.

      «Пятерка «сухих» вытворяла в безоблачном небе немыслимые кульбиты, сходилась, расходилась веером, проносилась над аэродромом ромбом или клином на предельно низенькой высоте, свечой уходила в небо, исчезала из вида и со страшным ревом пикировала на собравшихся внизу зрителей, — вспоминал свидетель авиашоу вице-адмирал Тенгиз Борисов в своей книге «Под водой, в небесах, на паркете». — В этот момент присутствующим, по-моему, хотелось быстро-быстро зарыться в землю, по крайней мере, у меня определенно возникало такое жажда. После выступления наших асов американцы, понимая, что перещеголять их в воздухе невозможно, отказались от демонстрационных полетов своего F-18».

      После оглушительного успеха презентации Су-27 российские специалисты сделались готовить с малазийскими представителями предконтрактные документы для поставок воздушных машин. Переговоры продвигались непросто и растянулись на несколько дней. 12 декабря 1995 года пилотажная группа совместно с Ил-76 вылетела с острова Лангкави на авиабазу Камрань во Вьетнаме. Полет проходил в обычном режиме и продолжался около трех часов.

      За 20 минут до посадки пилот Владимир Ковальский сфотографировал строй самолетов.

      Схватка с горой: как «Русские витязи» разбились во Вьетнаме

      Церемония прощания с летчиками самолетов СУ-27, разбившихся во Вьетнаме, Москва, 29 декабря 1995…

      Церемониал прощания с летчиками самолетов СУ-27, разбившихся во Вьетнаме, Москва, 29 декабря 1995 года

      Олег Булдаков/ТАСС

      Снижаться пришлось в сложных метеоусловиях. Чтобы прорваться сквозь очень плотные облака и не потерять самолет-лидер, Су-27 пришлось вплотную подойти к Ил-76. Группу увидели с земли и дали команду на роспуск. Но командир Ил-76 Гребенников приказал всем уходить на другой круг и выполнил повторный заход на посадку в неустановленном месте. Группа снова попала в облака.

      Правый пилот Ил-76 Сергей Сухарь приметил, что стрелка радиовысотомера движется в сторону уменьшения высоты: прямо по курсу показался склон горы. Он мгновенно рванул штурвал на себя. Два крайних правых истребителя (пилоты Николай Гречанов и Николай Кордюков) в этот момент столкнулись с верхушкой первой горы. А через несколько секунд в иную гору врезалась спарка, в которой находились Борис Григорьев и Александр Сыровой. В результате катастрофы самолеты полностью развалились. Четверо летчиков погибли.

      Ил-76 благополучно приземлился в Камрани, а еще два Су-27 ушли на аэродром в Фан-Ранге. Эти самолеты следовали в строю левее лидера, а потому проскочили мимо горы. Сквозь несколько часов с летчиками невредимых истребителей связались представители российской делегации на Лангкави. Офицеры рассказали, что, войдя в низенькую облачность, огибали гору и в какой-то момент зафиксировали боковым зрением приглушенные облаками вспышки справа, позади своего курса. Оба Су-27 остро ушли вверх, опасаясь столкновения с горой, и совершили посадку в 120 км от Камрани.

      Как отмечал член пилотажной группы «Русские витязи» в 1990-1995 годах Александр Косая, радиотехнические средства на аэродроме Камрань находились в неважном состоянии, а у системы захода на посадку кончилась гарантия. Все это привело к закрытию авиабазы в 2001 году.

      Погодный фактор отказались находить причиной трагедии: уцелевшие члены группы в один голос заявили, что неоднократно выполняли фигуры высшего пилотажа в аналогичных условиях.

      Судебные разбирательства продолжались возле двух лет. Были допрошены почти все руководители ВВС России. Виновным в катастрофе признали генерал-майора авиации Гребенникова. Суд установил, что 12 декабря 1995 года он обнаружил преступную небрежность, обусловленную его недостаточной профессиональной подготовкой, грубым игнорированием им требований нормативных документов, регламентирующих деятельность командира экипажа, команд главу полетов и докладов других членов экипажа Ил-76.

      Из приговора военного суда от 13 марта 1998 года следовало: «Ведомая Гребенниковым группа изготавливала снижение в плотном полетном порядке самолетов в облаках с ограниченными условиями видимости в опасной близости с гористым рельефом места. При выполнении четвертого разворота на барометрической высоте 600 м в кабине летчиков Ил-76 сработала световая и звуковая сигнализация, предупреждающая об опасном сближении воздушного корабли с рельефом местности. Гребенников не доложил руководителю полетов о происходящем на борту, необходимых действий по предотвращению уменьшения истинной вышины полета не принял и команды ведомым о наборе высоты не подал. В результате в течение 25 сек при работе сигнализации истинная вышина полета Ил-76 уменьшилась до 32 м, что при наличии правого крена в построении авиагруппы привело к столкновению двух крайних правых ведомых аэропланов Су-27 со склоном горы».

      Суд признал Гребенникова виновным в нарушении правил полетов, повлекшем катастрофу, и назначил ему шесть лет лишения независимости. Впрочем, прямо в зале суда генерала освободили по амнистии.

      Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить письмо Скопировать ссылку

      Ключ

      >