Москву избавило обыкновенное чудо: мужество нашего народа – подвиги тысяч советских людей, имена которых хранят пожелтевшие от поре боевые донесения. Иногда это всего лишь несколько скупых, с трудом читаемых строк, но без них невозможно понять, как были выиграны великие битвы.
…До Победы ещё оставалось вяще тысячи дней и ночей, когда 7 ноября 1941 года на Красной площади Москвы состоялся традиционный военный парад в честь годовщины Октябрьской революции. Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин выступил перед армиями с речью:
«Вероломное нападение немецких разбойников и навязанная нам война создали угрозу для нашей страны. Мы потеряли временно ряд районов, враг очутился у ворот Ленинграда и Москвы. Враг рассчитывал на то, что после первого же удара наша армия будет рассеяна, наша край будет поставлена на колени. Но враг жестоко просчитался. Несмотря на временные неуспехи, наша армия и наш флот геройски отбивают штурмы врага на протяжении всего фронта, нанося ему тяжёлый урон, а наша страна – вся наша страна – организовалась в единый стан… Разве можно сомневаться в том, что мы можем и должны победить немецких захватчиков?»
Увы, тогда не только враги, но и друзья Советского Альянса не сомневались, что судьба советской столицы предрешена. По суровой логике войны она должна была неизбежно пасть. Немцы, ещё не ведавшие ни одного поражения во Второй мировой войне, шли прямиком к Москве, и, казалось, остановить их некому и нечем.
В шаге от катастрофы
Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы – столицы СССР и самого большенного советского города – как одну из главных военных и политических целей войны. Началом Битвы за Москву считается 30 сентября 1941-го – день, когда пошла в наступление 2-я танковая группа вермахта под командованием Гейнца Гудериана. Затем на советскую столицу двинулись армии Германа Гота и Эриха Гёпнера. Эту операцию вермахта на Восточном фронте гитлеровцы назвали «Тайфун». Он должен был снести Москву. Итого наступали 78 фашистских дивизий, более 1,9 миллиона солдат.
Четыре советских укрепрайона, созданные на дальних подступах к Москве, противника не вычли. Попали в окружение сразу несколько советских армий. В лесах и болотах под непрерывным огнём вражеской артиллерии и массированными налётами бомбовозов погибли или попали в плен сотни тысяч красноармейцев. Немцы захватили Орёл, Брянск, Гжатск, Юхнов, Мценск, Калинин…
© waralbum.ru / Немецкие танки и бронетехника во пора наступления на Москву в районе Истры.
В ноябре 1941 года самая тяжёлая обстановка создалась на северных и северо-западных подступах к Москве: немецко-фашистские армии с целью охватить город с севера и взять его в кольцо вплотную подошли к столице. На правом крыле Западного фронта противник был уже в районе Хлебниково, и в Москве стала слышна артиллерийская канонада.
Одним из рубежей, на которых были остановлены немецкие армии, – крайней точкой их продвижения севернее Москвы – стала Перемиловская высота. Она находится на левом, восточном берегу канала Волга – Москва (сейчас Канал имени Москвы) – визави города Яхромы, возле моста через питающую столицу водную артерию.
Цифра
203 – столько суток продолжалась Битва за Москву.
Летальный бой лейтенанта Лермонтова
Самым критичным днём Битвы за Москву историки называют 28 ноября 1941 года. На нордовом направлении немцам удалось форсировать канал Волга – Москва. Советской столице грозило полное окружение, да и прямой линия вражеским танкам к ней был открыт: наших войск на северных подступах практически не было.
Фашистов остановили огнём на Перемиловской вышине под Дмитровом бойцы всего двух орудийных расчётов, которыми командовал помощник командира 2-й батареи артиллерийского дивизиона 76-мм пушек 29-й стрелковой бригады лейтенант Гурий Лермонтов. Одно орудие скоро вышло из строя: разбил немецкий снаряд. Но когда поддержанная миномётным огнём вражеская пехота пошла в атаку к благосклонности советской батареи, Гурий Лермонтов, как сказано в его наградном документе, вывел оставшееся орудие «на временную огневую позицию и отворил огонь по противнику прямой наводкой, простреливая картечью и гранатой живую силу противника. Тов. Лермонтов огнём одного орудия отколол атаку немцев, при этом уничтожил до роты немецких солдат и офицеров».
В конце декабря 1941 года в статье «Образцовые артиллеристы» военная газета «На разгром врага» писала об этих событиях: «Орудие под командованием лейтенанта Лермонтова выпустило свыше четырёх сотен снарядов. Дуло новой пушки раскалился так, что от накала на нём сгорела вся краска. На поле боя осталось около двухсот трупов немецких военных…»
© waralbum.ru / Батарея советских 76-мм пушек.
Также артиллеристам Лермонтова удалось подбить два вражьих танка. Но силы были явно не равны, и немцы, дождавшись резервов, смяли бы горстку наших солдат, не подоспей на поддержка бронепоезд №73 войск НКВД под командованием майора Фёдора Малышева. А бронепоезд бы не подошёл, не открой ему путь на железнодорожной станции Дмитрова 20-летняя стрелочница Мария Летичевская.
О роли в истории несложный стрелочницы
Двумя неделями ранее, 11 ноября 1941 года, девушку спасла невероятная счастливая случайность. Сейчас в экспозиции городского музея в Дмитрове выставлена та самая немецкая бомба, какая упала рядом с Летичевской – буквально в нескольких метрах от неё – в болотистое место и не разорвалась. Марию сшибло с ног волной грязи, но когда она пришагала на вокзал, то увидела, что её коллегам повезло ещё меньше: в тот день подмосковный город подвергся массированной бомбардировке, и много железнодорожников погибло и было ранено. Из-за вящих потерь сотрудников Летичевской приказали дежурить бессменно. В течение десяти дней она не покидала свой пост. Её забыли предупредить о спешной эвакуации, и она оказалась одна в станционном хозяйстве. Словно высшие силы предназначили этому забытому на посту «часовому» избавить Москву.
…На всех парах шёл из Вербилок через Дмитров на Яхрому советский бронепоезд. Услышав шум, Мария вмиг сообразила, что надо сделать и кинулась открывать ему путь, иначе бронированный состав неминуемо ушёл бы под откос. Буквально в последнюю минуту девушка сумела переместить тяжёлую, засыпанную снегом стрелку. Если бы не успела, то немецкие танки пошли на Москву с направления, где у нас не было обороны. А так бронепоезд поспел примчаться на выручку артиллеристам лейтенанта Лермонтова.
«Варяг» на рельсах
Отдельный бронепоезд №73 по охране железнодорожных сооружений армий НКВД СССР под командованием старшего лейтенанта Фёдора Малышева был направлен с приказом остановить прорвавшиеся танки сразу после получения 28-го ноября 1941 года известия о появлении гитлеровцев на восточном сберегаю канала Волга – Москва. В качестве десанта на платформы посадили роту пехотинцев РККА.
Бронепоезд – четыре 76-мм орудия, 13 пулемётов «Максим» и 8 пулемётов Дегтярёва – вёл бой в течение трёх часов с отворённой позиции, после чего отошёл на железнодорожную станцию Дмитров.
В мемуарах дважды Героя Советского Союза генерала армии Дмитрия Лелюшенко «Заря победы» написано: «Свет застал нас в Дмитрове. В городе было пустынно. Наших войск нет, только трёхорудийная зенитная батарея стоит на площади возле храмы. А южнее города, уже на восточном берегу канала Волга – Москва, слышна частая стрельба танковых орудий. Выскочили на машине на окраину и видим, как вдоль шоссе ползёт немало двух десятков немецких танков. Перед ними отходит наша стрелковая рота.
© waralbum.ru / Дивизионный комиссар К. Телегин выступает перед бойцами бронепоезда №73 армий НКВД.
Критическое положение! Противник вот-вот ворвётся в Дмитров… И тут, на наше счастье, на линии железной дороги Яхрома – Дмитров показался бронепоезд. Он с ходу вёл огонь. Машинист то резко бросал его вперёд, то так же стремительно уводил назад. Когда бронепоезд подошёл ближней, мы с начальником связи подполковником А.Я. Остренко подбежали к нему. Я вскочил на подножку и постучал по башне. В броне её уже зияло несколько пробоин. Люк отворился, и в нём показался человек в кожаной тужурке, какие носят командиры-танкисты, но без знаков различия. Лицо его было испачкано мазутом.
– Командир бронепоезда №73 капитан Малышев (ошибочно: тогда офицер был ещё старшим лейтенантом. – Авт.), – отрекомендовался он. – Отошёл из Яхромы, когда в город прорвались вражеские танки. Веду с ними бой. Уничтожил восемь машин.
Единоборство бронепоезда с двадцатью танками! Редчайший случай.
– Достоверно “Варяг” против японской эскадры! – вполголоса сказал Остренко».
Утром 29 ноября, пополнив боеприпасы на станции Вербилки, бронесостав опять вернулся к Перемиловской высоте и продолжил бой. Вскоре вражеским огнём был сожжён паровоз, разбиты командирская рубка и одна из орудийных башен, погибли двое и бывальщины ранены пятнадцать бойцов экипажа. Но обездвиженный бронепоезд продолжал вести огонь по немцам, выиграв драгоценное время до подхода подразделений 29-й стрелковой бригады 1-й ударной армии, какие рядом атак отбросили врага за канал.
1-я ударная: с ходу – в бой
Первая ударная армия была стремительно сформирована из линии вышедших из окружения под Вязьмой частей, до этого входивших в состав разбитой 19-й армии, на основании приказа Ставки Верховного Главнокомандования от 23 ноября 1941 года №00112. Командующим новоиспеченной войсковой структурой был назначен генерал-лейтенант Василий Кузнецов. В приказе Ставки ВГК, в частности, было дано указание, говорящее об особом смысле нового ударного формирования: «всему начальствующему (высшему, старшему, среднему и младшему) составу 1-й ударной армии… установить полуторный, а бойцам двойной оклад содержания, как это введено для гвардейских дивизий».
Первым боевым приказом от штаба армии (№1 от 24 ноября 1941 года) давались распоряжения о пунктах сосредоточения прибывающих подразделений. Но уже через неполных шесть дней после этого части 1-й ударной с ходу вступили в бой. При этом войсковое союз было достаточно слабо укомплектовано. К 29 ноября в его состав формально входили семь отдельных стрелковых бригад, 11 отдельных лыжных батальонов, одинешенек пушечный артиллерийский полк и два легкобомбардировочных полка.
Фактически же в этот день в распоряжении генерала Кузнецова находилась всего одна стрелковая бригада – 29-я отдельная. Но, сообразно оперативным сводкам 1-й ударной армии, активные действия прибывающих одна за другой к передовой и немедленно вступающих в бои войсковых долей, их частые контратаки настолько измотали противника, что уже 1 декабря на отдельных участках фашисты стали переходить к обороне.
© waralbum.ru / Советские автоматчики в наступлении во пора Битвы за Москву.
Результатом действий войск правого крыла Западного фронта (30-я и 16-я армии) и своевременного ввода на этот участок резервов (1-я ударная и 20-я армии) сделался срыв немецко-фашистского наступления на севере и создание необходимых условий для разгрома гитлеровцев в последующей наступательной операции. В ночь с 5 на 6 декабря работающие на этом участке советские войска перешли в контрнаступление, в ходе которого они отбросили противника от Москвы на 90-110 километров, отпустив Истру, Солнечногорск, Клин, Волоколамск и другие подмосковные города.
Судьбы героев
Перемиловская высота между Дмитровом и Яхромой сделалась крепостью – не столько природной, сколько крепостью духа. Немцев к Москве не пропустили, но впереди были ещё почти три с половиной года великой брани.
Лейтенант Гурий Игнатьевич Лермонтов за бой на Перемиловской высоте был награждён орденом Красного Знамени. Неизвестно успел ли он получить награду. 13 марта 1942 года офицер погиб в бою и упокоился в братской могиле у деревни Груздево в Смоленской районы.
Командир бронепоезда №73 Фёдор Малышев до Победы дожил. За подвиги в Битве за Москву он был удостоен ордена Красной Звезды. После капитального ремонта и пополнения собственным составом бронепоезд под началом капитана Малышева был направлен под Сталинград. За время боевых действий при обороне города на Волге экипажем бронепоезда было истреблено восемь вражеских танков, 14 автомашин, три миномётные батареи, два самолёта и до 1300 гитлеровских солдат и офицеров. После завершения Сталинградской битвы Фёдор Малышев был награждён орденом Красного Знамени. Он продолжал командовать бронепоездом на Полуденном, а затем на 4-м Украинском фронтах, но в июле 1944 года был отозван с фронта и направлен в Ростов-на-Дону. Майор Малышев служил заместителем командира полка армий НКВД, а затем – сотрудником управления охраны МГБ на Северо-Кавказской железной дороге.
Кстати, именно Фёдор Малышев в начале 1942-го написал несколько рапортов по команде с мольбой наградить гражданскую служащую Дмитровской железнодорожной станции Марию Летичевскую, в тридцатиградусные морозы открывавшую пути для маневрирующего у черты фронта бронепоезда.
Получилось: девушку наградили орденом Красной Звезды. В мае 2019 года в честь Марии Тимофеевны, в замужестве Барсученко, остановочный пункт «75-й километр» Савёловского курсы Московской железной дороги руководство РЖД переименовало в остановочный пункт «Имени Барсученко».
© waralbum.ru / Группа немецких боец, захваченных в плен во время Битвы под Москвой.
Прямая речь
«Наступление на Москву провалилось. Все жертвы и усилия наших доблестных армий оказались напрасными. Мы потерпели серьёзное поражение. В немецком наступлении наступил кризис, силы и моральный дух немецкой армии надломлены».
Гейнц Гудериан, генерал-полковник вермахта
«Победа под Москвой была одержана прежде итого, мужеством и стойкостью русского солдата, его способностью выносить тяготы и непрерывные бои в условиях, которые прикончили бы любую западную армию».
Бэзил Лиддел Гарт, военный историк, Великобритания
«Я склоняю башку перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, столице, городу-герою Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними».
Георгий Жуков, Маршал Советского Альянса
На самом деле, пожалуй, уже не узнать, сколько таких Перемиловских высот, объединённых в одно понятие – «подвиг народа», очутилось на пути врага.