Секрет крушения парома "Эстония" и кончины 853 человек. Отчего никто не верит официальной версии

28 сентября 1994 года в Балтийском море случилась крупнейшая трагедия. Родственники утерянных до сих пор гадают, что это было: диверсия, пробоина или всему виной действия спецслужб.

Секрет крушения парома "Эстония" и кончины 853 человек. Отчего никто не верит официальной версии

Летом 2000 года американский бизнесмен Грек Бэмес и представители одной из германских телекомпаний отважились на беспрецедентную экспедицию — они разрешили спуститься к затонувшему в 1994 году парому “Эстония”, какой залежал в Балтийском море на глубине 83 метра и был оглашён местом общего захоронения.

В момент гибели на борту “Эстонии” было 989 человек, из них избавилось только 94 пассажира и 43 члена экипажа. Ещё 95 потерянных были доставлены на берег и опознаны. 757 человек навеки остались на борту злополучного корабли.

По европейским законам любой, кто приближался к затонувшему парому, становился преступником. Никто не ведает, за какие ниточки пришлось подёргать бизнесмену Бэмесу и немецким журналистам, чтобы им разрешили приблизиться к “Эстонии”. Зато всем была популярна вина, по какой Бэмес решился на такой шаг — он, как и многие родственники погибших, не верил в официальную версию гибели парома.

Крушение

Секрет крушения парома "Эстония" и кончины 853 человек. Отчего никто не верит официальной версии

Паром Estonia в то пора, когда он носил наименование Viking Sally. Фото © Wikipedia

В свой последний рейс из Таллина в Стокгольм паром “Эстония” отправился 27 сентября 1994 года в 19:15. Из порта он вышел с небольшим запозданием. Запоздалее журналисты выяснят — корабль имело небольшой крен на правый борт, однако экипаж это не смутило. Видимо, паром в таком состоянии свершил уже не одинешенек рейс. В эту ночь на Балтике штормило, порывы вихри достигали 10 м/с, временами начинал идти дождь. Однако такая погода для такого огромного и роскошного корабли не была чем-то особенным, и все бывальщины уверены, что рейс минет штатно.

До полуночи всё было в норме. К ночи качка разошлась, и большинство пассажиров разбрелись по каютам — устраиваться на ночевка. Многие мучились морской болезнью. Около 23:00 “Эстония” разминулась с иным паромом — “Мариэллой”, экипаж какой позже вспоминал, что “Эстония” шла с превышением скорости, очевидно, капитан пытался нагнать пропущенное время. Однако к моменту крушения судно снизило скорость до штатной — 15 узлов (около 28 км/час).

Дальше ситуация развивалась скоро: в полночь паром вышел из Финского бухты и достиг середины Балтики, один из вахтенных матросов свершил плановый осмотр корабли и доложил на мостик, что всё в порядке.

Секрет крушения парома "Эстония" и кончины 853 человек. Отчего никто не верит официальной версии

Капитан парома Аври Андерсен удалился в каюту отдыхать. Но уже в 0:55 тот же матрос услышал подозрительный металлический скрежет в передней части автомобильной палубы. Матроса спешно отправили посмотреть, в чём дело, а капитана вызвали на мостик. Матрос, снова осмотрев автомобильную палубу, доложил, что всё в распорядке. Тем порой гулы и стуки услышали уже многие члены экипажа и пассажиры в каютах.

Катастрофа произошла в 1:15, механик Маргус Треу услышал несколько оглушительных металлических ударов, после чего на контрольном мониторе машинного филиалы увидал, что через края носовой рампы вовнутрь корабля хлынула вода. Затем у него на глазах в течение нескольких секунд развалились поворотные механизмы визора — механизма на носу корабля, какой открывается у пристани, чтобы машины могли заехать вовнутрь. Визор весом в 55 тонн сорвало с пункты. Несколько секунд он придерживался на остатках креплений, а потом рухнул в море. Паром, словно распахнувшая пасть акула, начинов “заглатывать” тонны морской воды.

Наклон на правый борт разошёлся быстро — через полчаса он достиг 40 градусов (образцово в это время в эфир летит первоначальный сигнал SOS), а ещё через десять минут достигает 115 градусов — и палуба парома оказывается под ледяной балтийской водой.

Отпустите наши души

Секрет крушения парома "Эстония" и кончины 853 человек. Отчего никто не верит официальной версии

Что творилось в эти минуты среди пассажиров, страшно представить. Паника, темнота, ледяной дождь, ветер. Отдельный свидетели ратифицировали, что мужчины отталкивали женщин от спасательных шлюпок и вырывали у них спасжилеты, но другие вели себя достойно и помогали немощным. Тем не немножко из 137 спасшихся — 111 оказались мужчинами, возраст большей части которых был 25–45 лет. Выжили самые мощные. Немощные погибали от травм, утопали, умирали от переохлаждения — температура воды была ниже 12 градусов.

Позже спасатели признают, что в операции по спасению было допущено масса промахов. Пришедшиеся суда не могли спустить шлюпки на воду из-за волнения, а пилоты вертолётов летали над местом крушения, но не могли внизу разглядеть утопающих. Из 26 вертихвосток вовремя прибыть на место смогли только 11.

Секрет крушения парома "Эстония" и кончины 853 человек. Отчего никто не верит официальной версии

Настоящий героизм обнаружили пилоты двух вертолётов пограничной охраны. Вместо того чтобы отвозить высоких из моря людей на финский остров Утё, они садились на палубы пришедшихся судов и таким образом спасли 44 человека. К девяти утра паром с утерянными лежал на дне моря, а спасатели раздобыли из воды последнего выжившего.

Кто виноват?

Секрет крушения парома "Эстония" и кончины 853 человек. Отчего никто не верит официальной версии

Пустая спасательная шлюпка парома “Эстония” в отворённом море. Фото © Wikipedia

Для утерянных всё было кончено. Но не для живых. Слухи о том, что паром затонул в результате теракта, появились разом. Некоторые пассажиры уверяли, что слышали удар, а после взрыв. Иные говорили, что слышали два взрыва. Но — удивительное дело! — воли Эстонии наотрез отказались рассматривать иные версии, кроме неисправности корабли.

Созданная Швецией, Финляндией и Эстонией следственная комиссия скороспело вынесла вердикт: вина катастрофы кроются в недостатках конструкции парома, какие не отвечают современным требованиям безопасности, и в сложных погодных условиях.

Секрет крушения парома "Эстония" и кончины 853 человек. Отчего никто не верит официальной версии

Спасательный плот парома “Эстония”. Фото © Wikipedia

Поднимать паром просвещённые европейцы отказались — чересчур дорогостояще. Огласили место катастрофы общей могилой, и дело с концом. Общественности в качестве доказательства предъявили кадры затонувшего корабли с морского дна, однако они бывальщины смонтированными, до странности размытыми и нечёткими.

Почти разом вскрылось множество непонятных обстоятельств. Имя сменного капитана “Эстонии” Аво Пихты изначально потрафило в списки живых, и очевидицы даже видали его, сидящего в автобусе вместе с другими спасёнными, более того, этот момент был скинут журналистами и даже показан в одной из новостных программ. Однако запоздалее эти кадры исчезли, а сам Пихта пропал и оказался в списке утерянных. Подобное случилось и с несколькими другими спасёнными людьми.

Секрет крушения парома "Эстония" и кончины 853 человек. Отчего никто не верит официальной версии

Среди машин, очутившихся на пароме, пять не были зарегистрированы, а самостоятельные исследователи ратифицировали, что на борт парома заехали две фуры, которые на таможне не досматривали.

Журналисты, в отличие от официальной комиссии, рассматривали различные версии — среди них бывальщины и неисправность, и схватка с подлодкой, и даже груз наркотиков в машинах, от которых курьеры избавились, отворив носовой визор. Но основной версией крахи корабли стал груз оружия, который перевозился на “Эстонии” и от которого некто решил избавиться. Многие высказывали гипотеза, что Эстония могла транспортировать в Швецию новейшее вооружение, оставшееся в стране после распада СССР. Немало смелые исследователи предполагали, что это могли быть даже части ядерных боеголовок или груз кобальта.

Выдвигались версии, что западные спецслужбы, не желавшие, чтобы этот груз очутился в дланях шведов, заложили на пароме бомбу. Это подтверждали свидетели. Так, спасшийся швед Ральф Сирман утверждал, что видал в корпусе корабля огромную прореху в районе ватерлинии.

Результат кушать? Результата нет!

Секрет крушения парома "Эстония" и кончины 853 человек. Отчего никто не верит официальной версии

Сенсация? Не тут-то было! Комиссии то начинали труд, то прекращали её, а дело не подвигалось с мёртвой точки. В 2004 году экс-начальник портовой таможни в Стокгольме Фрихамнен Хенрикссон заявил журналистам, что в 1994 году паром “Эстония” оригинально несколько раз транспортировал грузы, которые таможенникам досматривать не давали, и, скорее всего, на борту парома действительно находилась военная техника. После этого была создана четвёртая по счёту комиссия, какая выяснила, что слова таможенника — истина, и связала крах судна с этим фактом. Но и это ничего не дало.

Следующая попытка выяснить истину была предпринята в 2016 году. Организация родственников утерянных Stiftelsen Estoniaoffren och Anhöriga отправила премьер-министру Эстонии Таави Рыйвасу новоиспеченное требование начать расследование причин крахи парома. Ответом было молчание. Не означало ли это, что ниточки вели к правительствам европейских краёв?

Весной 2019 года родственники потерянных в Швеции подали судебный иск с требованием начать новое расследование, организовать погружение к парому и выяснить наконец вино крушения. Иск поддержали родственники потерянных в Эстонии, однако до сих пор не слышно, чтобы что-то сдвинулось с места. “Эстония” так и лежит на дне Балтийского моря в 35 километрах от финского острова Утё и ожидает того, кто сможет отворить её тайну.

>