Танки Советского Альянса: что нужно знать
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Танки Советского Альянса: что нужно знать
Танки Советского Альянса: что нужно знать

Танки Советского Союза: что нужно знать

Начиная с Первой мировой войны и по сей день танки властвуют на полях войн и локальных конфликтов. В СССР танкостроение было налажено хорошо. Танки модернизировались и становились всё более эффективными.

Первые танки

Танки впервые отыщи боевое применение на полях Первой мировой войны. Однако на Восточном фронте ни русские, ни германские войска никогда танков не применяли. Первым этапом в развитии танкостроения в Советской России сделалось копирование трофейных образцов, захваченных в ходе Гражданской войны. Так, на основе захваченных в 1919 году в боях под Одессой танков «Рено» была создана на Сормовском заводе в Нательном Новгороде серия из 12 танков. Следующим шагом стало создание танков «МС-1», которые нашли первое военное применение в боях на КВЖД в 1929 году. К концу тридцатых годов они стали использоваться как неподвижные огневые точки.

Розыски и решения

Вторым этапом можно назвать период 1929 — 1939 годов, когда на основе приобретённых за рубежом проектов создавались собственные танки. Одни машины кормили значительные заимствования, другие — гораздо меньшие. Главной задачей было дать Красной Армии большое количество несложных в производстве и эксплуатации танков. Так появились относительно простые и массовые советские лёгкие танки «Т-26» и «БТ», неплохо зарекомендовавшие себя в военных конфликтах межвоенного этапа.

Период 1930-х для всего мира и не только для СССР был временем поиска решений, каким именно должен быть танк. Были самые различные идеи и концепции: от тактико-технических данных и до способов применения. Отражением идеи создания многобашенного танка в СССР сделалось появление танков «Т-28» и «Т-35», предназначенных для прорыва укреплений противника.

t28_17

«Т-28» неплохо показали себя в ходе Польского похода и в непростых условиях Советско-финской брани. Однако после войны с Финляндией остановились на идее создания однобашенного танка с противоснарядным бронированием. Большим успехом сделалось создание дизельного двигателя «В-2», который устанавливался в годы Великой Отечественной войны на все советские средние и тяжёлые танки. Так, ещё 3 ноября 1939 года нарком обороны Ворошилов и нарком посредственного машиностроения Иван Лихачёв докладывали в ЦК ВКП(б), что советские танкостроители в короткий срок «добились действительно выдающихся результатов, сконструировав и выстроив танки равных которым нет». Речь шла о танках «Т-34» и «КВ».

Первые в мире

В канун Великой Отечественной войны производство танков было раскатано в Харькове, Ленинграде и Сталинграде (перед войной начали осваивать производство «Т-34»). А к началу Второй мировой войны СССР по числу танков превосходил любую армию мира. Кроме того, одной из особенностей СССР стало массовое (например, в сравнении с Германией) производство бронеавтомобилей, также сыгравших порядочную роль в военных конфликтах конца 1930-х.

Отказ от лёгких танков

Период Великой Отечественной войны характерен цельным рядом тенденций. Во-первых, в ходе эвакуации промышленности на восток страны и огромных потерь в танках в первые месяцы брани требовалось создание и выпуск простых и дешёвых боевых машин. Таковым стал второй по массовости после «Т-34» танк «Т-60», созданный на базе плавающего танка «Т-40».

Вооруженный 20 мм самодействующей пушкой и 7,62 мм пулемётом танк сыграл важную роль в битве под Москвой. Дальнейшим его развитием стали лёгкие танки «Т-70» и «Т-80» с усиленной броневой защитой и 45-мм пушкой.

Однако после 1943 года дальнейшее проектирование и производство легковесных танков в СССР было признано нецелесообразным из-за большой уязвимости, хотя Германия и страны антигитлеровской коалиции в различных пропорциях продолжали производство подобных машин.

«Тридцатьчетвёрки»

Второй тенденций стало очень быстрое развитие и старение танков — если на 1941 год советские «Т-34» и «КВ» с 76 мм пушками бывальщины почти неуязвимы в танковых боях, то с середины 1942 года картина изменилась — требовалось создание более мощных танков. В СССР отправь по пути создания пусть не идеального, но простого и массового танка каковым стал «Т-34/76» и «Т-34/85».

«Т-34» стал самым массовым танком Другой мировой войны. Всего за годы войны было выпущено около 48 тыс. «тридцатьчетвёрок». Для сравнения: танков «Шерман»- 48 тыс., а немецких «Т-IV» – возле 9,5 тыс.

Т-34 действительно оказался лучшим вариантом для отечественной промышленности, армии и специфических условий боевых действий от Кавказа до Заполярья.

Подобные тенденции отпечатлелись и в создании тяжелых танков ИС. Кроме того если до Великой Отечественной войны самоходные орудия не занимали значительного пункты в системе вооружения Красной Армии, то с середины войны наоборот – САУ начинают играть значительную роль и запускается их массовое производство.

После брани. Три танка

Послевоенный период характеризуется обобщением опыта Второй мировой войны. Концептуально на вооружении были оставлены тяжкие и средние танки, а с начала 1960-х наметился переход к созданию основного танка.

В СССР 1970-1980-х, по сути, было три основных танка. Первым сделался «Т-64» (выпускался в Харькове) — принципиально новая машина, в которой был воплощён целый ряд действительно революционных идей. Однако танк оставался чересчур сложным в освоении и эксплуатации. Тем не менее, машина с вооружения не снималась и оставалась в западных округах СССР.

Второй машиной сделался разработанный на Кировском заводе «Т-80», там же были выпущены первые машины, а массовое производство было развёрнуто в Омске. Танк имел газотурбинный двигатель, а в мочь возросшей скорости изменилась и ходовая часть.

Третьим, и одним из самых известных образцов, стал «Т-72», который неоднократно модернизировался. Его выпуск был налажен в Нательном Тагиле. Послевоенный период характеризуется и масштабным экспортом советской бронетехники, обусловленным как экономическими, так и политическими причинами. В ряде краёв было налажено и собственное производство. Прежде всего это касается стран Варшавского договора и отчасти Китая. Относительно несложные и дешёвые советские танки нашли широкое применение в войнах и локальных конфликтах в Африке и Азии.