Тише едешь — далекой будешь: танковая подвесок

Когда внушение закатывается о танках, мы представляем орудие, броню, грохот выстрелов, но точно не ходовую. Однако мало кто знает, что в свое пора собственно из-за этого агрегата многие экспериментальные модели бронетехники так и не отправь в производство.

До начала XX века надежного шасси для военных машин запросто не существовало. В 1912 году исключительно для гражданских мишеней появился трактор Holt на гусеничном ходу. Собственно его шасси использовали в качестве образчика при создании первых танков. Впрочем, вскоре линии инженерной мысли разных краёв разошлись. Британцы поставили ходовую от «Холта» на своего «Махонького Вилии», но остались недовольны проходимостью и в итоге целиком изменили подвеску. Опорные катки жестко закрепили на корпусе, а гусеницу впустили по его периметру. Схема применялась на всех ромбовидных танках и обеспечивала недурную проходимость. Единственным нюансом было то, что экипаж нещадно било, однако это не помешало использовать конструкцию до конца Первой всемирный брани. Между тем, конструкторы Renault FT постарались смягчить тряску. Блок подвески этой машины жестко крепился позади корпуса, а спереди устанавливались амортизаторы. Такую подвеску назвали полужесткой.

Со слегка переделанной ходовой от «Холта» трудились также немцы и французы, но к крышке 1920-х годов сделалось окончательно ясно: создать полноценный современный танк на шасси от трактора не выйдет. Оно уже не могло управиться с требованиями к скорости, проходимости и плавности хода. Вскоре американский инженер У. Кристи придумал собственный собственный тип подвески. Она заключалась из катков большого диаметра (каждый из которых был подрессорен отдельной спиральной пружиной) и располагалась отвесно в специальной шахте в корпусе танка. Благодаря такому решению танки могли подвигаться как на гусеницах, так и на колесном ходу для экономии ресурса. Для этого гусеничные ленты снимали, а мехвод устанавливал руль и ехал утилитарны как обычный водитель.

Подвеска Кристи использовалась и на советском танке Т-34. Для того, чтобы уменьшить высоту его корпуса и повысить живучесть, пружины располагались под углом. Аналогичная ходовая устанавливалась на советский БТ, а также на британские «Крусейдеры», «Кромвели» и «Кометы».

Тише едешь — далекой будешь: танковая подвесок
В то же пора на французских танках «Сен-Шамон», «Шнайдер» и немецких A7V использовали блокированную подвеску. В ней несколько катков (2,3 или 4) располагались сряду и объединялись в тележку, которая, в свою очередь, соединялась с корпусом всеобщей рессорой. Основными совершенствами такой конструкции была простота изготовления, рослая ремонтопригодность и плавность хода на невысоких скоростях.

Еще одинешенек тип подвески — «французские ножницы». Она почитается простой и «мягкой», а свое наименование получила из-за широкого применения на военных машинах Франции. Рессора в ней пружинная, а в тележке два катка.

Уникальная подвесок и у английского танка «Виккерс 6-тонный». Она выделяется 4 катками на одной тележке и листовыми рессорами, какие облегчали жизнь наводчикам. Подобный же тип применялся и на советском танке Т-26.

Рекомендуем: Тетива для лестницы

Одна из вин популярности танков на блокированной подвеске — низкая раскачиваемость. Ведь чем вяще катков в тележке, тем выше плавность хода. В 1920-х годах конструкторы экспериментировали с машинами и объединяли все катки в одну тележку. Но вскоре от идеи отказались и сделались мастерить выбор в прок увеличения количества тележек для увеличения максимальной скорости.

Блокированная подвеска была едва ли не самой распространенной во поры Иной мировой войны, однако у нее есть и свои недостатки в виде слишком уязвимых узлов, ленивцев и рессор. Они располагаются извне танка, а значит бедствуют в защите. Для этого конструкторы закрывали их панцирей (например, на танках Matilda и Т-28) или располагали как можно ниже, уводя из пояски обстрела (так устроен Т-26).

Тише едешь — далекой будешь: танковая подвесок
Концепция применения танков в советской армии 1930-х годов предусматривала различное использование машин, стоявших на вооружении. Т-28 прорывали оборону противника, Т-35 углубляли их, подавляя узлы обороны и парируя танковые контрудары, Т-26 тем порой помогали пехоте прорывать черту фронта. Взломом обороны неприятеля занимались танки с блокированной подвеской, а уже за ними в прорыв входили БТ. Их задачей было вырваться на оперативный ширь и раскрутить успех. Тут нужна была скорость, которую обеспечивала независимая подвеска. Стоит отметить, танки с такой ходовой мощно раскачивало на ходу.

Чтобы отпустить экипаж от тряски, британцы успешно применяли гидравлические амортизаторы. Между тем, производство этих узлов получалось наладить вдали не любой стране, поэтому немецкие конструкторы отказались от подвески Кристи и применили сначала индивидуальное подрессоривание катков на своих Pz.Kpfw. II, а затем сделались использовать торсионную ходовую. Впрочем, без подводных камней не сделалось. Для ее изготовления нужна была качественная сталь, а если торсион кривлялся, приходилось проводить сложные ремонтные работы.

Торсионная подвесок была и на советских машинах. Ее применяли как на тяжелых танках КВ, так и на легких Т-50 и плавающих Т-40. Также в те годы использовались комбинированные повадки подвесок. Например, на самоходку Ferdinand устанавливалась ходовая Porsche. В ней были и торсионы, и резиновые подушки, а каждые два соседних катка объединялись в тележки (по 3 колы на любом борту).

Еще одно значимое изобретение немцев — подвесок с шахматным расположением катков. Ее создал инженер Генрих Книпкамп в начине 1930-х. Большенное количество катков снижало нагрузку на любой из них по отдельности, что обеспечивало плавность хода и повышало точность пальбы. Такая подвесок была громоздкой, тяжелой, не очень долговечной и крайне сложной в ремонте. В итоге после Другой всемирный от нее отказались даже немцы.

Вяще подробностей о ходовых боевых машин смотрите в видео от компании Wargaming.

>