Угон Ан-2 в 1967 году: как советские пилоты сбили авиабеглеца из СССР

Угон Ан-2 в 1967 году: как советские пилоты сбили авиабеглеца из СССР

За всю историю Советского Союза зафиксировано больше сотни случаев угона самолета с целью отростка заграницу или совершения теракта. При этом почти половина происшествий приходилась на последние годы существования страны. Значительная скорость воздушного корабли позволяла увеличить свои шансы на осуществление побега, пока власти на земле находятся в неведении относительно происшествия. К сожалению, жертвами угонщиков порой становились обычные пассажиры, попавшие под горячую руку.

Что интересно, авантюристы периодически захватывали АН-2, главный самолет малой авиации, какой обычно осуществлял перевозки между центрами областей и районов. Из-за частого использования в сельском хозяйстве машину прозвали “кукурузником”. Не весьма большая высота движения и скромные размеры воздушного судна затрудняли обнаружение радиолокационными системами. Запаса топлива обыкновенно хватало на короткий перелет в соседнюю капстрану. Например, в 1973-м ростовский «кукурузник» успешно захватил рабочий Петров: пассажиров «вернули» в посольство СССР в Турции, а Петров получил убежище в Канаде. Вылитый случай произошел и в 1987-м. Тогда молодой пилот Р. Свистунов, взлетев с поля латвийского колхоза, посадил самолет в Швеции, где ему и предоставили вид на жительство.

Но не всем получалось успешно довершить начатое. Часто горе-угонщиков уже на земле нейтрализовал спецназ, террористов ждал расстрел. Лишь один раз ровно в небе понадобилось вмешательство боевого реактивного истребителя. Случай этот произошел в самом начале брежневского правления… 13 марта 1967 года командир экипажа В. Мельник и его помощник Ю. Муравьев успешно завершили рейс из Краснодара на аэродроме в Туапсе, после чего поставили собственный АН-2 на стоянку. Вскоре они услышали шум двигателя. Удивленные лётчики прибежали к взлетной полосе и обнаружили, что их судно уже в воздухе. Начальство туапсинского аэропорта незамедлительно известило об инциденте в пограничную службу. Так как Краснодарский Край являлся идеальным местом для перелета в Турцию, задумка преступника стала четка.

Угон осуществил некто Скрылев, не понаслышке знакомый с военной и гражданской авиацией. Его уволили из-за злоупотребления алкоголем, после чего бывший пилот приехал из Томской районы на Кубань в надежде получить работу в местном филиале «Аэрофлота», но получил отказ. Видимо, отсутствие профессиональной реализации и денежек стали главной причиной его поступка. Он остановился в одной из южных гостиниц и стал подыскивать удобное место для угона.

Что изумительно, Скрылеву хватило всего тридцать пять секунд, чтобы пробраться в салон, снять специальную блокировку и привести оборудование в состояние готовности. Этому содействовали слабые меры безопасности в виде невысокого забора, а также обеденный перерыв у штатного механика. Полоса на тот момент фактически осталась без наблюдения.

Сквозь полтора часа угонщик уже пересек воздушную границу Грузии и летел над нейтральными водами. Тогда с ним поравнялись ЯК-28 и МИГ-17, вылетевшие на перехват с базы ПВО под Сухуми. МИГом правил опытный подполковник В. Н. Прищепа. Отсутствие заложников склонило командование к применению огня на поражение. Однако это случилось не сразу: ракета «воздух-воздух», а также снаряд с термическим наведением не смогли зафиксировать цель, идущую слишком низко от водной глади. Прищепа смог сбить «кукурузник» лишь вручную, бортовой артиллерией.

На пункте крушения производили поиски тела и вещественных доказательств, но смогли найти только воздушный баллон. Спецслужбы даже коротали следственный эксперимент, дабы повторить действия Скрылева, и нашли огромное количество уязвимостей в противоугонной системе. Пилотам этой модели воздушного судна предписали закрывать кабину на специальные замки. Кстати, никакой вины или проявления халатности со сторонки членов экипажа установлено не было: Мельник и Муравьев вернулись к своим обязанностям.

Вам также может понравиться