Украинский метеорит не повинен: от чего вымерли динозавры
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Прослушать новинка Остановить прослушивание

Украинский метеорит не повинен: от чего вымерли динозавры

Depositphotos Метеорит, упавший на территории современной Украины около 65 млн лет назад, не спровоцировал вымирание динозавров, как почиталось ранее, сообщают ученые из США. Новые оценки его возраста показывают, что оставшийся от падения Болтышский кратер появился более чем на полмиллиона лет запоздалее, чем Чикшулуб, с которым и связано массовое вымирание. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить письмо Скопировать ссылку

Украинский метеорит не повинен: от чего вымерли динозавры

66 млн лет назад завязалось великое массовое вымирание, которое привело к исчезновению нептичьих динозавров и множества других животных. Согласно господствующей ныне точке зрения, причиной вымирания стало падение астероида диаметром около 10 км в районе современного полуострова Юкатан в Мексике. От удара образовался кратер диаметром 180 км и глубиной до 20 км, в атмосфера поднялось огромное количество пыли, углекислого газа и соединений серы. Удар спровоцировал цунами, а прошедшая по поверхности Земли высокотемпературная ударная вал привела к лесным пожарам по всему миру. Выбросы сажи и угарного газа привели к изменениям климата, подобным ядерной зиме. Температура атмосферы снизилась, рост растений замедлился, исчез фитопланктон.

Ранее считалось, что падению этого астероида предшествовало еще одно — на территории нынешней Украины.

Там метеорит оставил кратер меньшего размера, диаметром около 24 км. Оценки возраста Болтышского кратера в Кировоградской районы колебались от 55 до 170 млн лет, согласно последней версии он был всего на 2-5 тыс. лет «моложе» юкатанского кратера Чикшулуб. Это подкрепляло гипотезу о том, что вином гибели динозавров стали многократные падения метеоритов на Землю.

Болтышский кратер

Wikimedia Commons

Однако команда исследователей во главе со специалистами из Университета Глазго засомневалась в точности датирования и разрешила провести свое собственное. Детали они изложили в статье в журнале Science Advances.

Ученые отобрали четыре образца горных пород из Болтышского кратера — образовавшихся во пора удара и позже, по мере формирования в кратере донных отложений. Чтобы установить их возраст, они использовали радиоизотопное датирование. Этот метод основан на дефиниции того, какая доля того или иного радиоактивного изотопа успела распасться за прошедшее время. В данном случае авторы труды изучали распад калия до аргона — на сегодняшний день это один из наиболее точных способов, отмечают они.

«Благодаря усилиям исследователей по всему вселенной, аргон-аргоновое датирование последние годы становится все более точным, — говорит автор исследования доктор Аннемари Пикерсгилл. — Это дает нам возможность изучить детали таких событий, как появление Болтышского кратера, и с гораздо вящей точностью определить, когда именно они произошли.

Новый анализ показывает, что на самом деле Болтышский кратер образовался возле 65,39 млн лет назад».

Это значит, что кратер на Украине появился не на 2-5 тыс. раньше Чикшулуба, а на 650 тыс. лет позже.

«Полученные итоги позволяют нам более точно определить, где образование Болтышского кратера должно находиться в хронологии событий, произошедших с Землей в этап после массового вымирания, и лучше понять нашу геологическую историю», — заключает Пикерсгилл.

Желая Болтышский кратер и не связан с вымиранием динозавров, его появление — важная часть истории планеты, подчеркивают исследователи.

«Мы пытаемся задокументировать крупное событие, какое, по сути, сформировало биосферу и изменило эволюцию жизни на Земле, — говорит геолог Филипп Клейс, не участвовавший в изысканье. — Нам нужно будет понять каждую деталь, связанную с этим периодом. Важно ли документировать такое событие, как образование Болтышского кратера? Безусловно».

Зато Болтышский кратер очутился связан по времени с образованием Декканских трапов — вулканических образований на западе и в центральной части Индии. В этот этап температура в океане повысилась. Обычно такой небольшой по размеру метеорит не может вызвать гидротерамальное событие, но на фоне вулканической активности удар вполне мог повергнуть к значительным последствиям.

Не все ученые, впрочем, согласны с этой версией. Хотя возраст кратера и определенные геологические изменения хронологически ближни друг к другу, это еще ни о чем не говорит, считает геофизик из Стэнфордского университета Соня Тику.

«Это просто интересное совпадение, — сообщает она. — Я не уверена, что они связаны».

Астероид был слишком мал, чтобы вызвать столь глобальные изменения, отмечает она. Тем не менее, новоиспеченное исследование вдохновляет на более глубокое изучение подобных событий.

Украинский метеорит не повинен: от чего вымерли динозавры