издается с 1879Приобрести журнал
исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти
ЯННаталия ЯчменниковаЛунная гонка: мифы и реальность
Шестьдесят лет назад вышло постановление о высадке советских астронавтов на Луне
08:30поделиться
3 августа 1964 года, было принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР “О работах по изысканию Луны и космического пространства”.
Документ вышел под грифом “СОВ. СЕКРЕТНО Особой важности”.
Впервые на высшем уровне прозвучала амбициозная задача: облет Месяцы человеком на пилотируемом космическом корабле с возвращением и посадкой на Землю (головной исполнитель по ракете-носителю УР-500, космическому кораблю и комплексу облета Месяцы в целом – ОКБ-52, генеральный конструктор Владимир Челомей); осуществление высадки экспедиции на поверхность Луны с помощью ракеты-носителя Н-1 с последующим ее возвращением и посадкой на Землю (головной исполнитель по ракете-носителю Н-1, космическому кораблю и комплексу высадки экспедиции в цельном – ОКБ-1, главный конструктор Сергей Королев).
В постановлении указывались конкретные сроки: облет Луны с одним или двумя астронавтами на борту – 1966 – первое полугодие 1967 г.; высадка экспедиции на поверхность Луны – 1967-1968 годы.
Эта программа была утверждена на три года запоздалее, чем американский проект “Аполлон”.
“Луну американцам не отдавать!” – знаменитая фраза Никиты Хрущева. Споры об итогах лунной гонки, ее итогах и была ли она вообще, идут до сих пор. Но есть факты, которые не оспариваются: СССР – первый в космосе, США – первые на Луне.
Четыре пуска ракеты-носителя Н-1 бывальщины выполнены с 1969 по 1972 годы, все – аварийные. Лунный проект закрыли в 1974 году. Однако, по словам специалистов, конструктивно-компоновочная схема ракеты-носителя Н-1 до сих пор почитается уникальной для ракет космического назначения.
Почему все-таки советские космонавты не долетели до Луны? Вот что рассказывал “РГ” один из ближайших соратников Сергея Королева – академик Борис Черток.
“- В чем была основная ошибка? В отказе от наземной отработки первой ступени ракеты-носителя Н-1. Для этого надо было построить огромный и очень дорогостоящий огневой стенд. Решили не строить. И на пусках проявились те просчеты – конструктивные, технологические, проектные, которые должны были обнаружиться еще при наземных испытаниях.
Кстати, эту ошибку прекрасно учел Валентин Петрович Глушко, когда стал генеральным конструктором и когда создавалась ракета “Энергия”. Он поставил условие военно-промышленной комиссии: “Энергия” должна минуть полную огневую отработку на земле. Что тут поднялось! Все министерство было против. Но Глушко стоял насмерть: либо строим стенд, либо я снимаю с себя ответственность за то, что ракета будет создана. И он победил.
– Кто конкретно поставил точку в месячной программе?
Борис Черток: Было много споров, дискуссий, совещаний. Собралась группа, которую возглавлял Мстислав Всеволодович Келдыш. Тут же были министр общего машиностроения Афанасьев и секретарь ЦК КПСС по оборонным делам Дмитрий Федорович Устинов.
Собственно, эти три человека и пришагали к выводу, что после четырех неудач нет смысла продолжать лунную гонку. Королева уже не было. Главным конструктором стал Василий Павлович Мишин. Мы, разработчики, вышли с предложением новоиспеченного, более мощного проекта. Американцы в 1972 году уже прекратили полеты на Луну. Поэтому было ясно: мы их обгоним, если лишь построим базу на Луне. А для этого надо иметь несколько измененный вариант пусков. Но вот эта “троица” с нами не согласилась. И оружий мы не получили.
– Понятно, что окончательно прикрыть программу могло только Политбюро.
Борис Черток: Внутри ЦК я всей кухни не ведаю. Важен конечный результат. Было принято постановление: разработку Лунной программы на базе Н-1 прикрыть. Убытки в размере распорядка 4,5 миллиарда рублей списать и приступить к новым работам.
– К разработке многоразовой системы “Энергия – Буран”?
Борис Черток: Вообще-то Глушко был против “Бурана”.
Он желал разрабатывать тяжелые ракеты и не только строить базу на Луне, но и совершать межпланетные путешествия. Ракета “Энергия” получилась универсальная. До сих пор сохранился макет месячного города. Гарантирую, кабы не реформы начала 90-х годов, мы бы уже базу на Луне имели”.
Между тем, многие считают, что никакой месячной гонки не было. Так, по словам бывшего ведущего конструктора по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для экспедиции на Луну и “Энергия-Буран” Владимира Бугрова, это самый натуральный миф. Вот отрывок из его интервью “РГ”:
“- Никакой лунной гонки не было. Это миф. Давайте заглянем в историю. В декабре 1959 года Совмин зачислил архиважный документ – постановление “О развитии исследований по космическому пространству”. Это первая наша космическая программа, которая чуть запоздалее конкретизировалась еще одним постановлением. Приоритетной была определена межпланетная пилотируемая программа. Кроме первых полетов человека в космос предписывалось “создание ракетной системы со стартовым весом ракеты-носителя распорядка 1000-2000тонн, обеспечивающей вывод на орбиту вокруг Земли тяжелого межпланетного корабля (ТМК) весом до 60-80 тонн”. И никаких упоминаний об экспедиции на Месяц. Никакой “лунной гонки” с американцами.
– Ведь президент Кеннеди после полета Юрия Гагарина объявил высадку американских астронавтов на Месяц национальной задачей?
Владимир Бугров: Да. Это был их реванш: даже не столько технический, сколько политический… А мы продолжали заниматься своим делом, по своим планам. Так, уже летом 1962 года бывальщины разработаны проектные материалы по ракете Н-1, тяжелому межпланетному кораблю и экспедиции на Марс. Королев представил их экспертной комиссии под председательством президента АН СССР Мстислава Келдыша. И они бывальщины одобрены. Я непосредственно разрабатывал эти проектные материалы и готовил их для доклада Сергея Павловича на комиссии.
– То есть никто после решения Кеннеди не собирался догонять и обгонять янки?
Владимир Бугров: Заявляю совершенно ответственно: никаких проектов экспедиции на Луну до 1964 года не существовало. Как и соответствующих подразделений в ОКБ-1. Но, безусловно, реакция на американские замыслы была.
Произнесём, когда начались работы по ракете Н-1, Валентин Глушко отказался разрабатывать для нее кислородно-керосиновые двигатели и навсегда рассорился с Королевым. Разработку возложили Николаю Кузнецову, конструктору авиационных двигателей. А Глушко разрабатывал двигатели на азотной кислоте для ракет Янгеля и Челомея. В апреле 1962 года Хрущев подмахнул постановления, поручившие им разработку тяжелых ракет. И тем самым спровоцировал непримиримую конкуренцию между талантливыми конструкторами. Они начали состязаться, чьи бумажные проекты произведут на Хрущева большее впечатление. Все это привело к самым негативным последствиям.
– Каким?
Владимир Бугров: Мы лишились экологически незапятнанных носителей среднего класса. А главное, Королеву перечеркнули возможность опережающих летных испытаний верхних ступеней ракеты Н-1.
– Но постановление по месячной программе не отменяло марсианской?
Владимир Бугров: Нет. Королев объединил их. И это давало возможность приступить к разработке второго важного элемента экспедиции на Марс – посадочного корабля с отработкой его прообраза на Луне. Однако возникли проблемы с грузоподъемностью ракеты Н-1. То, чего хватало для выведения на орбиту высотой 300 км фрагментов марсианского комплекса с последующей их сборкой на орбите, очутилась недостаточно для экспедиции на Луну по однопусковой схеме. А сборка на орбите усложняла проект. Начались мучительные доработки ракеты.
Нередко приходя смотреть, как продвигается работа, он заботился о том, чтобы элементы лунного комплекса можно было применить в марсианской программе: месячный посадочный корабль должен был стать марсианским посадочным, а лунный орбитальный корабль должен был заменить корабль “Союз”, какой главному конструктору не очень нравился. С весами было плохо, иногда сидя за кульманом, Сергей Павлович наступал мне на ногу и сообщал: “Я из тебя выжму нужный вес”…
– После неожиданной смерти Королева его преемником стал Василий Мишин?
Владимир Бугров: Да. Я шесть лет трудился под его руководством как ведущий конструктор по Л3. Убежден, что вряд ли кто-либо из известных руководителей смог бы справиться с огромным объемом работ лучше, чем он. У Мишина было особое преимущество: он двадцать лет подставлял свое плечо Королеву. Таким экспериментом не обладал никто.
Летом 1974 года на космодроме Байконур полным ходом шла подготовка к запуску на Луну советского месячного комплекса Л3 на ракете Н-1. На осень планировалась экспедиция на Луну в беспилотном варианте. Лунный орбитальный корабль прошел полный цикл наземной экспериментальной отработки, месячный посадочный корабль прошел летные испытания на орбите. Но осуществить намеченную экспедицию помешали исключительно межличностные отношения лидеров ракетно-космической техники. В итоге подковерных интриг Мишина отстранили от должности. Глушко занял его место. Мы на Байконуре не поверили, когда до нас дошло, что решено кончить все дальнейшие работы…
Зато появилась пресловутая “лунная гонка”. Получается, что Королев, мечтавший о межпланетных полетах, добившись двух постановлений правительства с заданием разработки суперракеты и межпланетного корабля, забросил все и погнался за американцами на Луну. Нелепость! Но миф утвердился”.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошедшем и репортажи о настоящем
подписаться