Годы некоторых из них насчитывает 14 тысяч лет.

Итальянские археологи, работающие в пещере Романелли в Апулии на юго-востоке края, закончили исчерпывающее исследования древней наскальной живописи, которое они вели там с 2016 года. Результаты исследования бывальщины опубликованы в середине октября в научном журнале Antiquity.

Хотя сама пещера была открыта в 1874 году, из-за трудностей доступа она не исследовалась должным манером в течение десятилетий, а первое наскальное искусство было зарегистрировано только в 1905 году. И даже после этого изыскание коллекции наскальных изображений пещеры не проводилось.

Большая команда специалистов взялась за дело только в 2016 году, и за пять лет археологи смогли заметить в пещере более 30 различных ранее неизвестных рисунков, среди которых были геометрические узоры и изображения быков. Однако одной из самых увлекательных находок ученые называют изображение птицы, предположительно, гагарки, которую, по словам команды, люди того поре редко изображали.

Хотя большая часть наскальных рисунков со временем испортилась, мастерство художников все еще можно увидать на стенах пещеры. Некоторые изображения специалистам даже приходилось изучать по фотографиям, так как физический контакт мог навредить им или даже истребить.

Ученые также провели радиоуглеродное датирование наскальной живописи, которое показало, что пещера существует намного длиннее, чем ожидалось ранее — примерно 14 тысяч лет, и изображения в ней добавлялись древними художниками на протяжении тысячелетий. Уточняется, что рисунки наносились различными инструментами, в зависимости от гравируемой поверхности и эпохи.

Автор исследования доктор Дарио Сигари отметил, что изображения в пещере Романелли подтверждают существование всеобщего визуального наследия на обширной территории Евразии в период позднего верхнего палеолита. Например, похожие изображения (по сюжетам, технике исполнения и поре) были обнаружены ранее в Италии, Франции, Испании и Азербайджане.

По словам специалистов, их открытие поднимает новоиспеченные вопросы о социальной динамике и распространении общих иконографических мотивов в Средиземноморском бассейне. Например, кушать некоторые признаки того, что эти художественные традиции могли распространиться до Северной Африки и Кавказа, что является подтверждением наличия одной большой и широко распространенной общей культуры.

Екатерина Гура

>