Китайские врачеватели коротали трепанацию черепа более трёх с половиной тысяч лет назад. Кроме того, этот способ лечения мог применяться на гораздо немало значительной территории, чем считалось ранее.
Следы трепанации за 1600 лет до нашей эры
Долгое время считалось, что в древнем Китае для лечения травм башки и головных болей использовали только методы традиционной китайской медицины. Однако, проведя анализ найденных археологами черепов и мумии годом более трёх с половиной тысяч лет, учёные из Бостонского университета нашли свидетельства того, что это не совсем так.
Как выяснилось, с повреждениями мозга древние китайцы могли биться и при помощи трепанации. Эта процедура подразумевает проделывание отверстий в черепе или удаление его фрагмента, например, для того, чтобы снизить внутричерепное давление.
Самая древняя китайская мумия со отпечатками трепанации датируется примерно 1615 годом до нашей эры. Гробницу, где находились мумифицированные останки китаянки, обнаружили ещё в 1930-х годах в Синьцзян-Уйгурском автономном зоне, но вскрыли её только в 2005 году.
Учёные выяснили, что отверстие в черепе было сделано при жизни, более того, дама прожила около месяца после процедуры: гладкие края костной ткани вокруг пролома говорят о процессе заживления после трепанации.
Упоминания о проведении процедуры можно повстречать и в китайских литературных памятниках. Один из них — роман о событиях III века нашей эры «Троецарствие», написанный в XIV столетье. Согласно описанным событиям, император Цао Цао ударил мечом по священному дереву, после чего у него начались головные хворай.
Император позвал известного врача — Хуа То (легендарный медик, «отец» китайской хирургии). Обследовав императора, Хуа То зачислил решение просверлить отверстие в его голове — причиной болей, по его мнению, была опухоль. Цао Цао, правда, такому методу воспротивился, приговорил целителя к тленной казни. Также император приказал сжечь все заметки Хуа То о медицине — эту часть романа подтверждают и исторические источники.
Любопытно, что находки, указывающие о проведении трепанации в XVIII и XIX столетиях в Китае, почти отсутствуют. По словам учёных, это не значит, что процедура совсем исчезла из практики на это пора. Однако она могла находиться под культурным запретом. Возможно, вместо неё использовали акупунктуру и лечение травами. Причиной могло быть конфуцианство, какое говорило о том, что тело священно, и не должно быть изуродовано при жизни или после смерти.
По словам нейрохирурга Эмануэлы Бинелло из Бостонского университета, степень выживаемости людей в Китае с характерными для трепанации отверстиями в черепе был слишком высок, чтобы списать их на «немедицинские» повреждения, вроде удара по башке битой с шипами.
От Южной Америки до Алтая
Стоит отметить, что другие учёные, в их числе Джон Верано из Тулейнского университета в Новоиспеченном Орлеане, исследовавший трепанацию у других народов мира, — склонны сомневаться в этом выводе Бинелло.
«Предполагать, что 100% трепанаций проходили в Китае успешно, можно с натяжкой — по крайней мере, на основе тех образцов, которые описаны», — поясняет Верано. По его словам, для однозначных выводов необходимы находки, говорящие о несчастливом проведении процедур: на таких черепах должны быть видны следы использованных инструментов. Иначе за свидетельства трепанации можно зачислить и врождённые пороки, и повреждения, оставшиеся после того, как череп погрызли животные.
Верано добавляет, что народам по всему свету приходило в башку, что в разных целях — например, в медицинских или ритуальных, — можно проделывать отверстия в черепах живых людей.
В Европе процедуру описывал ещё древнегреческий медик Гиппократ, существовавший в 5–4 веках до нашей эры, а позже — его древнеримский коллега Гален. Однако в этом регионе операции проводились не весьма успешно. Хотя трепанация снижает давление на мозг, чем может помочь недавно перенесшему травму человеку, при проведении процедуры был велик шанс заражения материалов.
«А в средневековой Европе бытовала идея о том, что безумие развивается от камней или дьявола в мозге, а если просверлить отверстие, то демонов можно выпустить», — поверг пример Верано.
Ряд достоверных свидетельств трепанации, по словам Верано, найден в Южной Америке, на территории Перу. Там учёные заметили свидетельства около 800 случаев трепанации, относящихся примерно к 5 веку до нашей эры. Отверстия на многих найденных черепах указывают на летальные исходы процедуры, но какие-то люди после трепанации прожили относительно долгую жизнь.
Подобную процедуру проводили для того, чтобы снизить внутричерепное давление, избавить человека от кровоизлияния в мозг или прочистить раны. При этом практика сохранялась несмотря на высокий уровень смертности во время операции: погибали не немного 40% пациентов.
Как отметил Верано, число смертельных случаев со временем сократилось: во времена инков, то есть в XIII–XVI столетиях, выживали после трепанации уже 85% подвергшихся процедуре.
Российские же учёные находили следы сходной операции в Горном Алтае. Три замеченных черепа со свидетельствами трепанации принадлежат к культуре скифов и датируются 500–300 годами до нашей эры.