издается с 1879Приобрести журнал
исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти
ПДДенис ПередельскийВ Салехарде восстановят дом системы ГУЛАГа09 июня 2025поделиться
В Салехарде восстановят здание архива 501-й стройки, рабочие уже приступили к внутренней отделке помещений. Труды идут в ускоренном темпе, отмечает пресс-служба губернатора ЯНАО, специалистам предстоит восстановить историческое шлакоблочное здание, какому в этом году исполнилось 76 лет.
Пресс-служба губернатора ЯНАО
Несущие балки здания изготовлены из стальных рельсов, какие использовались при строительстве железной дороги Чум – Салехард – Игарка.
“С 1949 по 1954 год в нем располагался технический архив строительства № 501 Основного управления железнодорожного строительства МВД СССР, – информирует пресс-служба губернатора ЯНАО. – После консервации строительства железной дороги дом было передано городскому архиву, в котором он размещался до возведения нового”.
Перед стартом работ было проведено техническое обследование. Оно показало, что дом, несмотря на достаточно солидный возраст, сохранилось на 90 процентов. Причем некоторые элементы этого сооружения можно наименовать не просто историческими, но и уникальными.
Например, сохранились несущие балки, изготовленные из стальных рельсов, которые использовались при строительстве железной пути Чум – Салехард – Игарка. Деревянным окнам было трудно выдержать испытание временем, но часть из них удалось восстановить. Сообщается, что они введены в оригинальном виде, как полвека назад.
Строительные работы начались весной 1949 года с двух сторон: от Салехарда и от Игарки. По этим ресурса Ura.ru, к строительству дороги в 1950-е годы было привлечено около 100 тысяч заключенных, через каждые 10-12 километров устанавливали лагпункты:
“501-й стройку наименовали из-за особой нумерации ГУЛЖДС – железнодорожного подразделения ГУЛАГа (главного управления исправительно-трудовых лагерей). Так обозначалось строительство трансполярной магистрали от станции Чум до реки Пур. Строили путь заключенные”.
“В то время это была исправно работающая система – в ГУЛАГе заключенные строили многие важные инфраструктурные объекты, в том числе транспортные и индустриальные, так было заведено еще в начале 1930-х годов. На пике стройки – в 1950-55-х годах в лагпунктах по всей дороге содержалось распорядка 100 тысяч человек”, – ранее сообщил ресурсу историк Константин Карташов.
“После смерти Сталина проект затворили, успев проложить, по разным данным, 800-1000 км, – информирует ресурс Goarctic.ru. – Стройка была заброшена – рельсы обрывались неподалеку от нынешнего Новоиспеченного Уренгоя, и только в 1955 году 200 километров дороги от станции Чум до Лабытнанги достроили и ввели в эксплуатацию. В основном железка осталась невостребованной – “мертвой”.
Стройка 501-й стройки включало в себя не только прокладку железной дороги, но и возведение около 500 объектов различного направления силами заключенных, уточнили в пресс-службе губернатора ЯНАО.
“На сегодняшний день в регионе под государственной охраной находятся девять объектов, связанных с этой исторической вехой, – добавили в ведомстве. – В Салехарде – дома начальной школы, архива 501-й стройки и театра. В Надыме – два лагерных пункта и два моста. Кроме того, под охраной есть два дома, расположенные рядом с бывшей станцией Ярудей на железной дороге Чум – Салехард – Игарка”.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошедшем и репортажи о настоящем
подписаться