На Петроградской стороне разбирали довоенную кирпичную кладку. Когда из дымохода выпал старый портфель, рабочие затаили дыхание — вдруг клад? Но портфель оказался школьным — с учебниками, тетрадками и дневником за 1939-1940 учебный год. У рабочих есть свое объяснение, как он попал в дымоход и почему идеально сохранился в течение 77 лет.
В конце марта 1940 года ленинградский школьник Юра Капустин потерял портфель. Вместе с дневником, тремя тетрадками и шестью учебниками. Мы не знаем, как он объяснил это маме, но, вероятно, со школьными принадлежностями он расставался в том учебном году не впервые. Записи в дневнике, обнаруженном в Петроградском районе в сентябре 2016 года, начинаются с ноября 1939 года.
В расписании уроков, помимо прочих, значится предмет «арихметика». По мнению классного руководителя, Юра вел свой дневник «грязно» – отпечатки написанных чернилами строчек видны на соседних страницах. В конце ноября Юра «плохо занимался и очень плохо себя вел на уроке физкультуры», а на уроке пения так и вообще вел себя «безобразно».
Через две недели, в середине декабря, учительница просит родителей немедленно «притти» в школу. После этой беседы нареканий нет целых пять недель, но в феврале школьник Капустин попадается на том, что «подсказывает на уроках».
Дневник ведет по-прежнему грязно. К тому же начинает постоянно опаздывать. В середине февраля родителей снова вызывают в школу. 16 марта в дневнике ни к селу ни к городу посреди строчек, не занятых уроками, появляется выведенное Юриным почерком имя – «катя», с маленькой буквы. Следующую неделю Юра рассеянно нумерует теми же датами, что и предыдущую. На этом записи обрываются.
На последней, 96 странице, выставлены оценки за три четверти. Начинался учебный год из рук вон: в первой четверти из 9 предметов по пяти – «плохо», по остальным – «посредственно». Во второй четверти Юра берется за ум, получает «отлично» по географии и естествознанию, но все остальное – «посредственно». К третьей четверти «плохо» у Юры только с «письменным» русским языком (отдельно оценивается еще и «устный»), «отлично» – по истории и естествознанию, «хорошо» – по рисованию и географии.
Можно предположить, что портфель Юра потерял после уроков в четверг 23 марта или в пятницу 24 марта 1940 года, потому что домашнее задание по арифметике (которую Юра начал-таки писать через «ф») на пятницу записано, а перед этим арифметика была по расписанию в четверг.
С ноября по март Юрина мама расписалась в дневнике всего три раза — простым карандашом вывела фамилию «Капустина». Последняя подпись сделана коряво, пером — то ли Юра обвел написанное мамой, то ли попытался расписаться за нее. Сам дневник в серой картонной обложке был изготовлен в 1939 году в калужской типографии Госпланиздата им.Воровского. Внушительным, кстати, тиражом — 1 млн экземпляров.
«Дворник упражнений»
О Юре Капустине известно, что в 1939-1940 году он учился в 3г классе ленинградской школы №18 Приморского района. Правда, на обложке дневника он написал «4г», но на тетрадках значится 3г класс. Приморский район в те годы простирался от Долгоозерной улицы до Большого проспекта Петроградской стороны.
Хрестоматия по литературе, учебники по русскому языку, географии и естествознанию, сборники упражнений по правописанию и арифметике предназначались для третьего класса. В портфеле, кроме учебников, тетрадей и дневника, лежала пластиковая ручка-«вставочка» со стальным пером.
В учебниках вместо библиотечной печати — лаконичный штамп с цифрой 18, без каких-либо уточнений. Хрестоматия по литературе начинается со стихотворения Маршака «Отряд». Басни Крылова, сказки Пушкина, «Дед Мазай и зайцы», «Каштанка», «Кавказский пленник» – основная часть изучаемых в школе текстов за 77 лет не изменилась. Правда, некоторые произведения представить сегодня в школьной хрестоматии трудно.
И не только «Детские и школьные годы Ильича» или «Песню стройки» с портретом Сталина во всю страницу. Короткий рассказ Серафимовича «Две божьи матери» про ткачиху, которая молилась «доске с почернелым ликом», но так и не вымолила выздоровления своей новорожденной дочке (да еще и поп, пришедший отпевать дочку) ей пригрозил «пещью огненной», вряд ли найдет место в современных учебниках.
Страна, в которой жил Юра Капустин, была «еще не открыта». И каждый школьник должен был стать разведчиком. Но не военным, а разведчиком-геологом — чтобы выяснить, какие полезные ископаемые есть в окрестностях его города или деревни, чтобы не приходилось ввозить сырье из-за рубежа.
«Попы учили, что погоду посылает бог. При царе большинство крестьян было неграмотно и не знало о науке, которая изучает погоду. Крестьяне слушались попов и думали, что можно изменить погоду, если отслужить богу молебен», – утверждает Юрин учебник географии.
Тропический лес Юра изучал по рассказу «одного путешественника»: «Пошел негр в лес на охоту, а вернется ли живым — неизвестно. Вокруг дикие звери… » В учебнике естествознания важное место занимает рассказ о труде углекопов и портрет улыбающегося человека – «А.Г.Стаханов с отбойным молотком».
В тетрадках у Юры в идеальном состоянии сохранились промокашки. На семь строчек диктанта — 10 ошибок. Тетрадка по русскому языку открывается прописными истинами: «Ручей — быстрый. Флаг — красный. Дом — каменный. Дуб — могучий». Девятилетний Юра был человеком с чувством юмора. Он подправил название одного из своих учебников — получился «Дворник упражнений по правописанию».
Охота на птицу
Портфель Юры Капустина строители нашли в дымоходе, который остался от одноэтажного кирпичного дома с двускатной крышей на Ораниенбаумской улице. На этом участке построят двухэтажный офисный центр. А от старого дома остался только отпечаток на стене-брандмауэре.
Но дымоход, в котором все эти годы лежал портфель, еще старше. Кирпичи в нем были с клеймами, довоенные — видимо, после блокады от прежнего здания уцелела только одна стена, прилегающая к соседнему дому, и к ней пристроили новое здание.
«Здесь была прачечная. Дымоходов было два, тот, что пошире, не использовался, поэтому портфель не нашли, – рассказал «Фонтанке» помощник машиниста буровой установки Евгений Региня. – Сверху был навален мусор, листья. Сначала мы думали – клад. Потом полистали дневник, тетрадки.
Прямо под портфелем лежала птица, точнее то, что от нее осталось — перья, пух. Скорее всего, дело было так. Весной, когда стало теплеть, парень пошел гулять, залез на крышу и увидел на дымоходе птицу. Запустил в нее портфелем — попал. Правда, портфель потерял».
Как-то бригада Евгения Регини разбирала старый дом на Малой Морской — и рабочие нашли бутылку 18 века, в которой в Петербург из Англии привезли масло. Бутылку у строителей купил коллекционер за 5 тысяч рублей. Учебники Юры Капустина рабочие тоже попытались пристроить в букинистический магазин на Васильевском острове.
Но там их отправили в антикварную лавку, а идти так далеко ребята не захотели. И позвонили на «Фонтанку». Портфель вместе со всем содержимым рабочие передали редакции безвозмездно, со словами: «Может быть, вам удастся найти его родственников».
«Фонтанка» попытается выяснить, где именно находилась Юрина школа, кем была загадочная «катя» и как сложилась судьба Юры во время блокады. Сегодня Юре, если он жив, должно быть около 86 лет.
Если кто-то из наших читателей узнает в нашем герое своего дедушку и сможет рассказать нам о нем, мы с радостью передадим потомкам Юры его чудом сохранившийся школьный портфель.