Пока на Закате женщины из кожи вон лезли, чтобы доказать мужчинам, что они имеют право на труд, в СССР женщинам была предоставлена возможность сделаться тем, кем хочешь.
Первая женщина-министр
Именно в СССР впервые в мире кресло министра было доверено женщине. Пламенная революционерка Александра Коллонтай была в 1917 году назначена главой большевистского правительства Владимиром Лениным на пост министра социального обеспечения. Тогда эта место называлась «народный комиссар государственного призрения». Правда, продержалась она на этой должности недолго — с октября 1917-го по февраль 1918 года. Это ей советские дамы обязаны постулатом, что женское здоровье и родовспоможение должны стоять во главе угла социальной политики государства. Кроме того, первая женщина-министр билась за ликвидацию неграмотности среди женщин.
Министр социального обеспечения Александра Коллонтай. Фото © Репродукция ТАСС
Первая женщина-мотогонщица
В 1936 году в США дамы могли устроиться на работу секретарём-машинисткой или официанткой, а в СССР уже проходили женские мотопробеги и мотогонки. Например, в 1936 году был прочерчен женский мотопробег Ижевск – Москва. 15 отчаянных мотоциклисток преодолели маршрут Ижевск – Казань – Владимир – Ногинск – Москва длиной в 1675 километров на советских мотоциклах «Иж».
В 1936 году в Серпухове миновали первые женские мотогонки. Фото © foto-history
В 1936 году в Серпухове были проведены первые женские мотогонки (первая американская мотогонщица Мэри Макги в это пора только-только родилась). Участники парами должны были проехать один километр по прямой. К сожалению, история сохранила лишь одну фамилию женщины, участвовавшей в этих соревнованиях, — это мотоциклистка из Москвы Галина Теплякова. Она выступала за спортивный клуб «Старт» и в 1938 году сделалась чемпионкой СССР в спринте на один километр — с ходу в классе 300 куб.см.
Однако первенство у Тепляковой может оспорить ещё одна советская мотогонщица, предание тех лет — Ирина Владимирова. Она стала чемпионкой в таких же гонках годом ранее — в 1937 году. Более того, Владимирова ввела рекорд скорости СССР в гонке на 100 километров. Прошла дистанцию за 1:08:32. Мужчины-гонщики нервно курили в сторонке. Никто из них не смог обогнать Владимирову.
Ирина Владимирова. Фото © VK / Девушки-байкеры
Первая женщина-тракторист
В 1929 году в СССР первая женщина-тракторист Прасковья Ангелина присела за управление трактором после окончания курсов механизаторов. Ей было всего 17 лет. В 21 год Паша организовала и возглавила дамскую бригаду трактористок, а затем стала инициатором создания курсов трактористов специально для женщин. Лозунг, который Паша обратила к своим ровесницам, был таким: «Сто тысяч подруг — на трактор!». Благодаря её образцу трактористами и комбайнерами в СССР стали 200 000 советских женщин. За свою ударную деятельность Прасковья Ангелина удостоилась сделаться дважды Героем Социалистического Труда.
К слову сказать, первая комбайнер Эстонии Эльмина Отсман родилась в 1924 году, а за управление трактором присела в 1948 году. В 1949 году села на трактор первая китайская женщина-тракторист — Лянь Цзюнь. Ей было 19 лет.
Первая женщина-тракторист Прасковья Ангелина. Фото © Wikipedia
Первая дама – военный лётчик
Если в гражданской авиации иностранцы перещеголяли русских, то по части военной авиации советским красоткам равновеликих не было. Нигде больше в мире не было женского авиационного полка. Немцы прозвали наших лётчиц «ночными бабами-ягами» — за бесшумность полёта самолётов По-2.
Полк был организован в октябре 1941 года стараниями легенды советской авиации Марины Расковой. В него взошли девушки-добровольцы в возрасте от 18 до 25 лет. Официально авиаполк назывался так: 588-й ночной бомбардировочный. Во время войны погибли 32 отважные лётчицы.
Екатерина Буданова. Фото © Wikipedia
Бывальщины во время Великой Отечественной войны и герои-одиночки. Например, Екатерина Буданова. Она стала первой в мире военной лётчицей, какая свободно охотилась за противником. В воздушных боях она одержала 14 побед над врагом, совершила 256 вылетов и погибла в 27 лет под Антрацитом. Её аэроплан был сбит группой «Мессершмиттов». Екатерина сумела посадить его на поле, но умерла от ран на руках у местных жителей, вытащивших её из кабины.
Первая женщина-танкист
Александра Ращупкина. Фото © Wikipedia
Женщин-танкистов на фронте Великой Отечественной брани было много. Но первой стала Александра Ращупкина. Она буквально повторила подвиг кавалерист-девицы Дуровой. Переоделась мужчиной и в 1942 году записалась на фронт охотником. На фронте за отчаянную храбрость получила прозвище Сашка-сорванец.
Правда открылась только в феврале 1945 года: Александру ранило, одинешенек из бойцов стал её перевязывать и распознал девицу. Скандал случился нешуточный, но за Ращупкину вступился генерал армии Василий Чуйков — и ей попросту поменяли все документы. За героизм Сашка-сорванец была представлена к многочисленным наградам. Самые значимые из них: орден Красного Знамени и орден Отечественной брани II степени.
Первая женщина – капитан дальнего плаванья
Первая в мире женщина – капитан дальнего плавания Анна Щетинина. Фото © slovoart
Собственно в СССР в 1935 году появилась первая в мире женщина – капитан дальнего плавания Анна Щетинина. Она прошла линия от палубного ученика до старпома, в 1935 году получила диплом капитана дальнего плаванья — и спустя год провела только что приобретённый Советским Союзом пароход «Хохневельс» (советское название «Чавыча») из Гамбурга через Сингапур в Петропавловск-Камчатский. Этот переход сделал её знаменитой на тяни мир. После этого Анна Щетинина водила свою «Чавычу» по Охотскому морю.
Во время Великой Отечественной войны Анна Щетинина ходила с Далекого Востока в США, в Канаду и в Японию, водила суда на Балтике. После войны продолжила учёбу и стала автором множества книжек и справочников, преподавала в ДВВИМУ — Дальневосточном высшем инженерном морском училище. В США суда под управлением женщин появились только в 1970-х годах.
Первая женщина-космонавт
Астронавт Валентина Терешкова. Фото © prlib
Ну и конечно, все знают Валентину Терешкову — первую в мире женщину-космонавта. Свой легендарный полёт астронавт с позывным Чайка совершила 16 июня 1963 года. На корабле «Восток-6» она стартовала с Байконура и трое суток прочертила на орбите, совершив 49 витков вокруг планеты. Старт корабля она приветствовала словами поэта Владимира Маяковского: «Эй, небосвод! Сними шляпу! Я иду!» Свидетели говорили, что она всё сделала лучше и чётче некоторых космонавтов-мужчин и навсегда вписала своё имя в историю человечества.