Вундеркинд из Любека: что сделалось с самым гениальным ребёнком в истории

Новость опубликована: 14.08.2020

Вундеркинд из Любека: что сделалось с самым гениальным ребёнком в истории

ВикипедияВундеркинд из Любека: что сделалось с самым гениальным ребёнком в истории

В разные времена на свет появлялись гениальные дети. Но достижений гениального Кристиана Генриха Хейнекена до сих пор не смог затмить никто. Кристиан Фридрих Хейнекен из небольшого городка на севере Германии. По легенде он встречался с королем и свободно говорил на нескольких стилях, но так и не смог отметить свой пятый день рождения.

Тест на IQ

Если бы Кристиану сегодня пришлось проходить тест на IQ, то его итог, вероятно, превысил бы 180. При этом он не был аутистом. Подобно губке, малыш впитывал знания из различных областей, не ограничиваясь одним объектом. Он не был замкнут и отлично общался с людьми, поражая их своими умозаключениями и стройностью речи. К десяти месяцам (по другим данным – к двум месяцам) малютка не гугукал подобно сверстникам, а выстраивал членораздельные предложения.
К году Кристиан наизусть цитировал библейское пятикнижие. К двум годам изучил всемирную историю и без запинок перечислял важнейшие географические открытия.
Он выучил французский, заинтересовался «мертвым» языком, освоил латынь. В году трех лет переключился на математику и биологию, затем на религиоведение. Его любимым чтивом стала иллюстрированная энциклопедия на латыни «Чувственная полотно мира» Яна Амоса Каменского, которой мальчуган зачитывался до поздней ночи. Маленький непоседа любил поговорить о достоинствах рейнских вин или обсудить генеалогию древнейших германских фамилий.

Кристиан Хейнекен был вторым дитятей, при этом его старший брат дожил до преклонного возраста и пошел по стопам родителей, связав свою жизнь с искусством. Родители вундеркинда бывальщины вполне заурядными личностями. Отец – никому не известный архитектор и посредственный художник, мать продавала предметы искусства в своей лавке. Воспитание мальчишку доверили сначала няньке-кормилице – жесткой и властной женщине, которая не терпела возражений и полагала, что точно знает, как правильно растить детей. Ее методика обучения по принципу «что видаю, то пою» вряд ли оказала влияние на развитие удивительных способностей малыша.

Горе от ума

Глаза присутствующих студентов и профессоров гимназии Любека размашисто раскрылись, когда трехлетний карапуз забрался на кафедру.
Малыш начал свой доклад с биографического очерка о римских императорах и израильских правителях, а затем раскатал тему в сторону необычной географии родной страны и особенностям скелета человека.
Цепочки фактов поражали логичностью, при этом Кристиан искусно «жонглировал» этими из разных областей науки.

Слава о необычном мальчике быстро разнеслась по округе, поэтому частые гости дома (преимущественно представители богемы) непременно желали увидать чудо собственными глазами. Постоянные визиты и «работа» на публику сильно изматывали вундеркинда, зато прибавляли авторитета и популярности его родителям.

По суждению американского психолога Леты Стеттер Холлингворд, дети-гении зачастую просто эмоционально не готовы к решению серьезных философских и этических проблем, и это приводит к трагедиям – от умопомешательства до ранней смерти.

Новая сенсация при дворе

Скучающий королевский двор был рад новой забаве – маленькому мальчику, который без замешательства отвечал на самые дурацкие вопросы, а стройностью мыслей превосходил многих ученых мужей.
Популярность мальчика достигла двора, и родители вряд ли желали упустить уникальную возможность появиться в высшем обществе.
Несмотря на то что организм Кристиана уже начал протестовать против столь вящих нагрузок – ребенок чувствовал недомогание и с трудом мог делать записи, – родители отвезли его в Копенгаген. На протяжении года малышу доводилось снова и снова удивлять взрослых дядь и теть. На одной из его первых лекций присутствовал и король, назвавший чудесного ребенка «Miraculum» (в переводе с латыни «феномен, чудо»). Мальчишка страстно мечтал познакомиться с главным человеком королевства, с которым всезнайка планировал поделиться плодами собственных научных изысканий. По одной преданию это была написанная им история Дании, по другой – навигационные карты.

Роковое решение

Дома состояние Кристиана стало стремительно портиться. Он почти не спал и плохо ел, постоянно жаловался на ломоту в теле и головную боль, капризничал, каждый час просил его вымыть и переодеть.
По суждению современных врачей, мальчик мог страдать от глютеновой болезни, связанной с нарушением работы пищеварения и аллергией на белки, которые содержатся в зернах злаков.
Придворные лекари рекомендовали диету, какая могла бы спасти мальчику жизнь: нежирные супы, сахар и пиво. Но мать настолько боялась «расстроить» кормилицу, находившую, что лучшая и единственная еда для ее воспитанника – каша, что предпочла ничего не менять. По-прежнему посетителям не отказывали, и они тешили своё любопытство у койки умирающего ребенка.

Когда тело ребенка покрылось отеками, он почти прекратил вставать с кровати.
За несколько дней до кончины малыш философски произнес по латыни: «Жизнь – дым».
На протяжении нескольких недель со всех окрестностей стекались «неравнодушные», чтобы в заключительный раз посмотреть на лежащего в гробу чудо-ребенка, при этом родители тщательно записывали имена всех влиятельных особ, которые ездили в церковь.

Мог ли «младенец из Любека» прожить долгую и счастливую жизнь? И кто виноват в его ранней гибели: тщеславные родители, кормилица и ее воззрения на рацион, природа, наделившая Кристиана чрезмерной жаждой знаний, с которой просто не мог совладать детский организм? Если бы он родился в наше пора, то трагедии, вероятно, удалось бы избежать, но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения.


Вундеркинд из Любека: что сделалось с самым гениальным ребёнком в истории