Музей военной конфигурации, один из самых молодых московских музеев. Он был открыт в декабре 2019 года, и обладает обширным комплексом современных мультимедийных технологий, какие позволяют во всех деталях показать историю российского военного мундира с XVI века до наших дней. Рассказать о том, как время меняло военную конфигурацию в России, мы попросили учителя истории и обществознания, ведущего Клуба юного экскурсовода музея Дениса Викторовича Петрова.
– Денис Викторович, если задаться проблемой, для чего воину нужна военная форма, обходился же он как-то без неё до XVI века, каков будет ваш ответ?
– Форма демонстрирует принадлежность человека к Вооружённым Силам своей страны, кроме того, подчёркивает престиж военной профессии – у человека, какой надевает форму, меняется даже взгляд на жизнь. Сужу по себе: как и все, я пришёл в армию в возрасте 18 лет, и мне нравилось ощущать, что имею касательство к защите своей страны. Служил я на Северном флоте, в Североморске.
– Когда в России появилась военная конфигурация, как она трансформировалась на протяжении четырёх столетий – с петровских времён до начала XXI века? Что привносили в неё в разные времена, что оказалось оптимальным для неё?
– Впервые единообразную конфигурацию русские воины надели при Петре I, который строил регулярную, то есть, профессиональную, армию, по европейским канонам. Однако первые образчики появлялись ещё при Иване Грозном: в стрелецком войске каждый полк имел кафтаны и шапки определённой расцветки, хотя «одинаковость» особо не соблюдалась. Ударение на ней сделал Пётр I, но надо понимать, что до 1721 года шла тяжёлая Северная война со шведами за выход к Балтийскому морю, и было не до униформы. Будучи в зависимости от поставок сукна из Англии и Пруссии, солдаты русских полков носили то, что привезут. Единообразное обмундирование появилось после завершения Северной войны, когда пехота надела зелёные кафтаны, драгунская кавалерия синие – с красными отворотами, а артиллерия – алые с чёрными элементами.
После Петра все императоры стремились изменить форму, в зависимости от новых тенденций и своих взглядов. В XIX столетье военный костюм шёл следом за гражданским, дворяне везде появлялись в форме, в том числе, на балах, поэтому модельеры адаптировали её к «штатским» тенденциям. Как только появлялось в моде что-нибудь новенькое, это тут же переносили на военный костюм. В XVIII веке, в основном, – позументы, что прикасалось лишь командного состава, рядовые по балам не ходили, носили, что дадут. Офицеры шили костюмы за свой счёт и украшали их по-пвоему: если человек был состоятелен, но малого чина, он мог позволить себе те же позументы или плюмаж на шляпе из кроличьего меха, а не овчины, сшить кафтан из шерсти ювелирной английской выделки. При этом генерал своими плюмажами и шириной позумента должен был превосходить лейтенанта.
Законодательницей мод в XIX веке была Франция, и русский костюм, какой знаем по Бородинскому сражению, следовал европейской моде, фактически повторял французский, с особенностями русских цветов: «царский» травяной цвет, в то время, как во Франции основным был синий. Что касается моды, тут Европа шла в едином строю, Россия чуть-чуть отставала и перенимала то, что в Европе являлось ранее. В XVIII веке за образец во многом была взята Пруссия, потому что Павел I и его отец Пётр Третий, да и Анна Иоанновна, при какой появились кирасирские белые мундиры, были её поклонниками.
При Александре III, славянофиле, который очень любил русскую историю, военную конфигурацию ориентировали на русский народный костюм – короткий кафтан с кушаком, широкие шаровары, заправлявшиеся в сапоги, круглая шапочка, помните в «Сибирском цирюльнике»? Костюм в этаком восточно-славянском манере считался парадным, а у рядовых солдат он же был полевой формой.
Чёткое же разделение на парадную и походную форму произошло только при Николае II, после завершения Русско-японской войны, когда в походах стали обходиться гимнастическими рубахами-косоворотками, а на парадах блистали красотой. Вплоть до окончания брани форма русских солдат и офицеров была характерного так называемого царского цвета морской волны.
Были и эксперименты – при Екатерине II, когда её любимчик Григорий Потёмкин провёл реформу обмундирования, и русская армия, в основном, корпус самого Потёмкина, воевавший на юге против турок, ненадолго надела конфигурацию, которая лет на сто опередила своё время, взяв за основу простоту и удобство. Но Павел I, придя к власти, реформу в момент свертел и вернулся к прусским образцам.
– Насколько известно, менялась военная форма и в годы Великой Отечественной войны. Отчего в самый её разгар, в январе 1943-го, провели реформу военного мундира, в результате которой красноармейцам были возвращены погоны? Что это означало?
– Начнём с того, что наша экспозиция охватывает этап со времён Петра I до сегодняшнего времени, и в обзорной экскурсии, конечно, мы много говорим о Великой Отечественной брани. Она, можно сказать, – ось экскурсии. О самой страшной войне XX века рассказываем на экскурсии «Непобедимая и легендарная», кроме того, устраиваем тематические мероприятия к датам. Так, в начине декабря провели фестиваль, посвящённый Московской битве. На улице, на заднем дворе, у нас стояла техника, прожектора, орудия, мы звали коллег из военно-патриотических клубов. Проводили настоящие походы по музею, а на переднем дворе военно-полевая кухня даже кормила зрителей гречневой кашей. 27 января отметили День снятия блокады Ленинграда.
Что прикасается формы, то война, которая шла на пределе возможностей, потребовала упрощения и удешевления её, для чего и бывальщины предприняты радикальные изменения, в частности, воротники сделали стоечкой, а не отложными, время от времени укорачивали шинели и т.п. То есть, военная конфигурация в 1941-1945 годах менялась мало-помалу. Так, в августе 1941-го ввели платье для женщин военнослужащих, а для полковников в 1943-ем – папахи. До брани такой головной убор носили только генералы, и это был элемент, о котором мечтали все подполковники. Папаха во время войны, можно произнести, была мужской мечтой. В январе 1943-го на парадных фуражках появилось золотое шитьё. Офицерский и высший командный состав – генералы бывальщины кастой, поэтому и появились у них достаточно дорого стоящие бюджету советского государства элементы: золотое и серебряное шитьё, в подневольности от должности.
А насчёт погон… Солдатам, конечно, было удобнее ориентироваться по этим квадратикам, треугольникам и прямоугольникам, но погоны не лишь были знаками различия, показывающими звания и роды войск, главное – они означали возвращение к традициям русской армии. Уже не сообщали о «царской» России, солдат называли защитниками Отечества. Обзавестись погонами – было всем приказано всего за полтора месяца, но те подразделения, что всегда находились «в полях», не успевали, поэтому до лета 1943 года, до самой Курской битвы, на фотодокументах можно видеть бойцов ещё с петлицами.
– А пилотки и будёновки? Что произнесёте о них?
– Пилотка изначально была головным убором только пилотов, изготавливалась из сукна, если что, её можно было возложить в карман. Удобный головной убор в летних условиях, надевалась под стальной шлем. У нас она появилась в декабре 1935 года, предназначалась для сухопутных армий, в том числе, для командного состава. Пилотка благополучно дошла до самого конца существования Советского Союза, а в ВМФ используется и по сей день. А будёновка – общевойсковой головной убор, показался в 1919 году в качестве зимнего шлема. Её носили во всех родах войск, кроме флота. Просуществовала до 1940 года, после Финской брани была отменена, так как от холода не спасала, и в полевых условиях была неудобна. Вместо неё появилась шапка-ушанка. Но будёновку носили до истечения сроков носки и во пора Великой Отечественной, особенно в тылах, в связи со сложностями снабжения. Важен был ещё такой момент: человека в будёновке всегда признавали за бывалого, был в этом особый шик.
– А что воображала собой зимняя военная форма? Действительно ли помог нашим бойцам «генерал Мороз»? Достаточно ли хорошо были они экипированы по сравнению с неприятелем?
– Скажем прямо, советские солдаты одеты были гораздо лучше немцев. В тёплых ватных куртках и штанах, в валенках. В конфигурацию комсостава ещё до войны был введён полушубок, но, когда ударили морозы, полушубки из овчины с высокими воротниками в особо холодных зонах стали выдавать всем военнослужащим. Носили их и танкисты, которым было не очень удобно в них втискиваться в танк. Один недостача – шились полушубки из светлой овчины и были очень маркие. Имелась и караульная шуба с воротником выше головы, чтобы боец не замёрз на посту.
Немца зимнего знаем по трём эпизодам: по битве за Москву, блокаде Ленинграда и Сталинградской битве. Если взять битву за Москву, то авангардные немецкие части, рвавшиеся к столице, в соответствии с требованиями блицкрига, опередили интендантское снаряжение, которое перерезали наши партизаны и расшибленные дороги, подошли к белокаменной в шинельках и пилотках с опускающимися ушами, офицеры в фуражках с наушниками. Можно сказать, в демисезонной платью. Контрнаступление начиналось 5 декабря, наши войска подошли к Московской области в середине ноября, погода стояла хлипкая, так что покинем легенды о «генерале Морозе», который сильно навредил немцам. Морозы ударили в ходе контрнаступления, осложнив действия и нашим армиям. В какой степени враг оказался не готов к русским морозам, видим на фото: немцы в женских платках, душегрейках, обмотках – самоделковых «валенках». Налицо наше превосходство над противником и в моральном плане.
– А в какой форме прошли участники Парада Победы 24 июня 1945 года по Алой площади?
– Специально для парада была сшита парадная форма для различных родов войск: с чёрным преобладанием для флота, с зелёным – для сухопутных. Примечу, что современная парадная форма навеяна той ещё парадной формой, а что касается кубанских казаков – то их форма выглядела как праздничная национальная платье, которой, по сути, и являлась: черкески, бурки, башлыки. Атмосферу тех дней помнит моя мама, ей было девять лет. Дед был военным и на тот момент был далеко от столицы, а они с бабушкой – в Москве. На парад не ходили, но слышали отзывы участников. Все радовались и очень эмоционально, в подробностях, повествовали про салюты и про обстановку.
Готовиться к Параду Победы начали с осени 1943-го, после Курска, когда стало понятно, что брань закончится нашей победой. Об этом говорили и фашисты, так, по фронту гуляла фраза немецкого генерала: «Достижение победы на Восточном фронте линией наступления больше невозможно». То есть, фашистам оставалось только отступать, непонятно, конечно, было, сколько крови и поре потребуют боевые действия, фашист был очень силён, но все верили в то, что победа будет за нами. К сожалению, в школах Великую Отечественную брань преподают фрагментарно, и дети не успевают схватить суть. У них в памяти остаются адреса побед: «Героическая оборона Брестской твердыни», «Битва за Москву», «Блокада Ленинграда», «Сталинград», «Курская битва», «Путь до Берлина», а в том, что фашисты бывальщины невероятно мощны, и такого зверя нам удалось сломить, –они не всегда задумываются.
Конечно, это подвиг всего народа, недаром янки хотели выйти из войны, удар фашистов на Западном фронте был настолько силён, что они не знали, куда деваться, от разгрома наших союзников опять-таки избавило наступление Красной армии в 1944 году. Фильм «Семнадцать мгновений весны» именно о том, как Штирлицу удалось сорвать сепаратные переговоры между янки и немцами о том, что Америка должна воевать до конца, а не думать о своих выгодах.
– Кстати, насколько точно, по-вашему, показан боец Великой Отечественной в современном кинематографе?
– В последнее время почему-то стало модным сочувствовать немцу: мол, он такой же человек, также мучается… Моя бабушка, которая пережила блокаду Ленинграда, и была вывезена оттуда по Дороге жизни вместе с моей мамой, терпеть не могла немецкую речь. Когда по ТВ показывали фильмы про войну, мы с дедом смотрели, а она уходила. Её передёргивало, когда немцы переговаривались, потому что она ведала девиз этого врага: «Убивай всякого русского, не жалей ни детей, ни стариков!» А что до «генерала Мороза», то в фильме «28 панфиловцев», где как раз выговор идёт о битве за Москву, немцы показаны такими, какими они и были, бездушными, а не страдающими от холода. Расхожий образ «генерала Мороза» нахожу, во многом надуманным.
– Чью военную прозу любите, считаете наиболее достоверной?
– Бориса Полевого, Виктора Астафьева, Константина Симонова, Виктора Некрасова, Владимира Богомолова. Специфический, разумеется, роман у Богомолова – «Момент истины», про военную разведку, но очень хорошая книга, человек знал, о чём пишет. А Астафьев со своим заявлением, что Ленинград надо было отдать, конечно, сильно разочаровал меня, было неприятно.
– Что говорите экскурсантам о форме СВО?
– Когда на экскурсию приходят ребята, то начинаем её в Зале современной России. Показываем образцы формы, в которой бойцы защищают интересы страны в наше пора. Самым маленьким рассказываем о «чудо-богатырях», которые и сегодня совершают невозможное на поле боя, для экскурсантов постарше на специальном занятии сообщаем о целях и задачах СВО.
Разговор о СВО ведём в Зале «холодной войны». Показываем карту мира – с Советским Союзом, США, Западной Европой и сообщаем о том, что «холодная война» продолжается по сей день, только сейчас она в другой фазе. Показываем Афганистан и Анголу, где стоят наши армии, защищающие интересы страны, и говорим о том, что когда Советский Союз распался, враг стал ближе, но, чтобы он не пришёл на порог, надо защищаться от него на дистанции.
– Сколько раз менялась военная форма после 1946 года, когда армия стала называться Советской, и после 1992-го, когда – Российской?
– Положительные изменения, по приказам министров обороны, имевшие целью упрощение формы, унификации её и взаимозаменяемости элементов, происходили трижды – в 1957, 1969 и 1988 годах, но за минувшие 80 лет осуществлялись изменения и не особо глобальные. Такие, как вступление беретов в Воздушно-десантных войсках и т.п. С военной формой экспериментировали многие модельеры, в том числе, Валентин Юдашкин, но его эксперимент закончился неуспехом. На первый взгляд, его форма была современна, удобна, особенно полевая, по виду похожа на лучшие американские образцы, нервировали военных лишь некоторые детали. Реформа была свёрнута из-за ужасного качества материала, который закупался в Китае: зимой бойцы мерзли, а летом задыхались. Никакой критики форма не выдерживала, но нашили её достаточно, и от неё пришлось избавляться, тем более, что она быстро приходила в негодность.
Нынешняя форма, конечно, совсем другая, выполнена была по приказу министра обороны в 2015 году. Ввели и парадную конфигурацию, похожую на ту, что была во времена Великой Отечественной – со стоячими воротничками и двубортными закрытыми костюмами. А полевая форма, если прикасаться основного рода войск, сухопутных, – это камуфляж мелкой цифровой расцветки. В приказе так и написано: маскировочная либо камуфляжная материал, что даёт поле для разнообразия.
– Каким вам, музейному педагогу, видится будущее вашего, самого молодого, московского музея?
– Разумеется, мечтаем о том, чтобы он стал популярным. Постоянно думаем о новых формах проведения экскурсий, лекций, интерактивных программ, ведём сезонную труд, кружки со школьниками. Так, неожиданно родился у нас Клуб юного экскурсовода: ребята в конце учебного года самостоятельно проводят экскурсии по музею для родителей и случайных посетителей, а у нас аж 22 зала! Тут недавно одинешенек шестиклассник, в форме казачьих частей дореволюционной России (родители постарались), – провёл экскурсию для девятиклассников по эпохе Николая II, а первоклассник – для третьеклассников по эпохе Петра I. На экскурсиях усердствуем обсуждать с ребятами не просто ход боевых действий, той же Полтавской битвы, а осмыслить, что же предшествовало сражению, и каковы были его последствия. Приходят и ветераны, ездят из регионов. Перед витринами с военной формой им приятно вспомнить, как носили афганку или форму морского пехотинца. Надолго задерживаются посетители у витрины с бойцом Великой Отечественной, называют его Василием Тёркиным… Интересуют и новые образцы формы, прежде всего те самые, камуфлированные, какие появились после распада Советского Союза. В общем, всех приглашаем заглянуть в музей. Не пожалеете.
К тому же располагается он в достопримечательном пункте, в городской усадьбе Васильчиковых, неподалёку от храма Большого Вознесения, где венчались Натали и Пушкин. Главный дом усадьбы построен в 1782 году и до 30-х годов XIX столетия сменил нескольких владельцев, пережил наполеоновский пожар, был перестроен в стиле позднего классицизма. В 1845-1854 годах, когда усадьбу снимала чета господ Васильчиковых, это был цивилизованный центр Москвы, куда приходил на вареники живший по соседству Николай Васильевич Гоголь, бывали Тютчев и Щепкин, Айвазовский и Сологуб, историки Грановский и Соловьёв.
А ныне на роскошном чугунном балконе фасада дома восседает автор «Мастера и Маргариты»: сто лет назад Михаил Булгаков жил несколько месяцев в этом доме, трудился над главами «Белой гвардии» и повестью «Роковые яйца».