Ученый разъяснил странности погребений Крымской Скифии - Родина
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти

ПДДенис ПередельскийУченый разъяснил странности погребений Крымской Скифии21:09поделиться

Исследователь отдела античной археологии ИАК РАН Константин Коршун проанализировал погребальные обряды позднескифского народонаселения Северо-Западного Крыма середины II века до нашей эры – конца I века нашей эры. Он пришел к выводу, что для скифов того периода специфической чертой было многократное захоронение.

Ученый разъяснил странности погребений Крымской Скифии - Родина

Юлия Крымова

В погребениях скифов совершались многократные захоронения по обряду ингумации.

Статья исследователя опубликована в журнале “Прблемы истории, филологии, цивилизации”. Анализ был проведен по материалам грунтовых и курганных некрополей Кара-Тобе, Керкинитиды, Чайки, Южно-Донузлавского городища, Беляуса, Кульчука, Джан-Бабы и Калос Лимена.

“Специфической особенностью погребального обряда Крымской Скифии является практика многократных подзахоронений со сдвижением ранее погребенных к стенке погребальной камеры, – строчит Константин Коршун.

Некоторые черты позднескифского погребального обряда заимствованы у греческого населения. Это детские захоронения в амфорах, использование надгробных выпуклых стел, наличие в погребениях светильников, сооружение кенотафов и использование каменных склепов с уступчатым перекрытием, характерных для греческого народонаселения Боспорского царства I века нашей эры”.

Ученый отмечает большое греческое влияние на традиции скифов. Северо-Западный Крым играл особую роль в истории Херсонеса и позднескифского страны. С середины IV века до нашей эры этот район подвергся экспансии Херсонеса. На месте бывших греческих поселений возникли позднескифские городища.

Погребальные комплексы того поре разделены на две основные группы: захоронения в погребальных конструкциях, сооруженных новым населением; погребения в ранних греческих склепах.

Самым распространенным образом оказались земляные склепы-катакомбы. Больше всего их открыто в некрополе Беляуса. Для Северо-Западного Крыма характерно два типа земляных склепов: с параллельным благосклонностью входной ямы и камеры и Т-образные, с перпендикулярно расположенными осями.

“Входные колодцы склепов плотно забивались камнями, а в самих колодцах нередко вырублены ступеньки. Вход в камеру закрывался большими необработанными плитами, – следует из научной статьи.

В склепах совершались неоднократные захоронения по обряду ингумации. Склепы выполняли функцию семейных усыпальниц, содержавших от трех до 30 погребенных. При совершении немало поздних захоронений ранние останки сдвигались к стенке склепа”.

В некоторых случаях новых погребенных укладывали прямо сверху в качестве второго, третьего, а порой и более яруса. В качестве примера приводится одна из могил Беляусского некрополя, где останки погребенных людей лежат в семь ярусов.

Практика вторичного использования немало ранних подкурганных склепов представителями позднескифской культуры была распространена и в других регионах Крыма, отмечает исследователь.

Неоднократные захоронения с длительным использованием каменных склепов IV-III веков до нашей эры были отмечены в могильниках Кермен-Кыр, Капак-Таш, Беш-Обаи линии других. Причиной столь широкого распространения практики вторичного использования греческих склепов в исследовании названы особенности геологического постройки местности и выход на поверхность материковой скалы вблизи этих памятников.

“Так, например, некрополь у поселка Заозерное находится на территории каменоломни древнего времени, а в курганном некрополе Калос Лимена погребальные конструкции заглублены в скальный материк, – объясняет автор статьи.

Такая ситуация гораздо затрудняла сооружение новых грунтовых склепов и подбоев и вынуждала население использовать более ранние эллинские сооружения, при сохранении специфических погребальных черт своей культуры”.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться

Источник