Ускоряются темпы роста цен на бензин: Какие проблемы показались на АЗС и на сколько ещё подорожает топливо

На АЗС начали переписывать ценники. В сентябре рекорды колотила стоимость топлива на бирже, сейчас сделался заметен рост в рознице. Какие факторы давят на рынок и стоит ли ожидать взрывного роста цен в октябре.

Ускоряются темпы роста цен на бензин: Какие проблемы показались на АЗС и на сколько ещё подорожает топливо

Чем опасна ситуация на топливном базаре

Рост цен на топливо в оптовом звене и в рознице — это отражение того, что в сентябре отдельный НПЗ крупнейших производителей встали на плановые ремонты. Соответственно, показались опасения, что на рынке возникнет дефицит.

Но говорить о том, что розничные стоимости догоняют оптовые, нельзя. С начала года цены на топливо на бирже вытянулись намного сильнее, чем в рознице: АИ-92 подорожал за этап январьсентябрь на 13%, АИ-95 за то же время на 17%. А розничная стоимость этих двух сортов бензина вытянулась в стране лишь на 5%. И проблема в том, что заправки боятся поднимать цены ещё больше, так как это резко ограничит спрос. Пока самостоятельные АЗС только тащат убытки порядка 1,5 рубля с одного литра АИ-95 и около 2,5 рубля с одного литра АИ-92. Потому максимальный рост цен перекладывается в более дорогие сорта топлива (АИ-98 и АИ-100), — пояснил руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

Участники топливного базара сообщают, что если такая ситуация сохранится, то это приведёт к сокращению независимых АЗС в стране. Компенсировать убытки в розничном звене торговель могут лишь ВИНКи (вертикально-интегрированные компании, которые добывают нефть, производят нефтепродукты и продают через свои сети АЗС).

На топливном базаре ценообразование определяют отчисления стране и растущая потребность в энергоносителях. В литре бензина в рознице примерно 2/3 стоимости это всевозможные акцизы, сборы, налоги. Они тут же отражаются в стоимости, потому что и производитель, и ретейл сваливают эти издержки на плечи потребителя. Непосредственно цена самой нефти, исходного сырья тут небольшая, но раз нефть резко дорожала в сентябре, логично предположить, что сквозь повышение оптовых цен ранее она теперь дошла и до розницы, — сообщает старший аналитик ИАЦ “Альпари” Анна Бодрова.

На сколько ещё подорожает бензин

По суждению Артёма Деева, до конца года, вероятнее итого, стоимость бензина вырастет в рамках инфляции. Если считать в цельном по году, рост цен не должен превысить за весь 2021 год степени 7–7,5% (в сентябре инфляция составила уже 7,26%). Значит, по подсчётам аналитика, до крышки года рост цен составит порядка 1–1,5 рублевки за литр, а в октябре подорожание будет менее 0,5 рубля за литр топлива.

Повышение цен на бензин может ещё и набирать темп. Притом утилитарны мерно по всем видам бензина и дизельного топлива. Наглядным антипримером сейчас служат цены на авиационный керосин. Они достигали 52 тыс. рублей за тонну, будучи намного рослее уровней до пандемии. Чтобы решить проблему, нужно напрямую ограничить экспорт для каждого российского производителя жёсткими квотами сурово соразмерно реализации ими же бензина на бирже и на заправках своей страны. Если подобные меры до конца года не будут зачислены, то в итоге, если не в октябре, то к середине зимы мы получим на всех заправках страны цены уже не на 25 или 50 копеек, а на 1,52 рублевки рослее нынешних, — считает шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв.

По мнению Анны Бодровой, в октябре, скорее всего, стоимости на топливо продолжат вырастать. В среднем по месяцу она ожидает прибавки на 0,5–2%. По итогам года аналитик прогнозирует рост стоимости на бензин в пределах 8–10%.

В августе и сентябре ускорилась годичная инфляция. На этом фоне останется диспропорция розничных и оптовых цен. Оптовая стоимость топлива с основы года повысилась немало чем на 25%. Это осложняет работу небольших заправок. В такой ситуации доля рынка вертикально интегрированных нефтяных компаний продолжит рост. При этом частные небольшие АЗС давным-давно торгуют топливом в урон, — отметил топ-менеджер в области финансовых коммуникаций, экономист Андрей Лобода.

Он напомнил, что с 1 января посредственная по России цена бензина марки АИ-95 вытянулась с 48,85 рубля до 49,99 рубля, АИ-92 — с 42,65 рубля до 45,49. Это значит, что с учётом официальной инфляции, превышающей 7% в годичном исчислении, стоимости на бензин беспрепятственно могут подрасти на 2–3%. Причём произойдёт это уже к середине осени. Литр марки АИ-95 может подорожать до 51,5 рублевки, а марки АИ-92 — до 46,30 рублевки. Тем не менее аналитик считает, что взрывного роста цен на заправках не будет. Так или иначе, но правительство всё равновелико будет сдерживать темпы подорожания топлива. Проблема лишь в том, насколько эффективными окажутся предпринятые меры.

>