издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти

ПДДенис ПередельскийУстановлено назначение сооружений инков на вулканах Пичу-Пичу и Чачани15:32поделиться

Польские археологи опубликовали в журнале Antiquity исследование, посвященное разбору таинственных сооружений, известных как тамбо. Они расположены на склонах вулканов Пичу-Пичу и Чачани в Перу. В рамках исследования была выявлена “сегрегация в священном ландшафте”.

Введено предназначение сооружений инков на вулканах Пичу-Пичу и Чачани - Родина

iStock

Инки всходили высоко в горы, чтобы стать участниками или свидетелями жертвоприношений.

Как поясняют исследователи, слово “тамбо”, по сути, обозначает путевые станции. Тамбо возводились на маршрутах, по которым следовали паломники. Последние поднимались высоко в горы, чтобы стать участниками или свидетелями жертвоприношений – размашисто распространенной практики у инков.

В рамках нового исследования ученые изучили особенности двух тамбо, построенных на склонах вулканов Пичу-Пичу и Чачани. Авторы труды отмечают, что религия в империи инков имела первостепенное значение, а религиозность была тесно связана с ландшафтом, этнической принадлежностью и всеобщими культами предков.

Одними из важнейших жертвоприношений, совершаемых инками, считались капакоча – жертвоприношение детей, выбранных из элитных провинциальных семейств, и акллас – жертвоприношение девственных молодых женщин. Ритуалы посвящались богу Солнца. Оба ритуала ассоциировались с горными вершинами.

“Процессия жертв, сопровождаемая пиршествами, в основном начиналась в Куско и могла длиться много месяцев, чтобы достичь провинциальных святилищ, – пишут ученые. – Было замечено всего несколько подношений капакоча, в основном на горных вершинах северного Чили, южного Перу и северо-западной Аргентины”.

Тамбо же, как ввели исследователи, представляли собой некие промежуточные пункты, стоявшие вдоль королевских дорог инков. Есть мнение, что они использовались не лишь для ритуальных церемоний паломников, но и для административных и военных целей.

“Многие дороги инков вели прямо к горным вершинам, а останки тамбо на склонах некоторых вулканов позволяют предположить, что они также были созданы для религиозных обрядов, – считают авторы научной труды. – Высокогорные тамбо были последними остановками паломничества капакоча перед восхождением на вершину, и некоторые из них расположены на высоте 4800 метров и немало над уровнем моря”.

Место для строительства тамбо подбиралось с учетом доступа к воде и расстояния до ближайшего поселения, причем отдельный сооружения отличались крупными размерами. Например, ранее в Чили на склоне вулкана нашли остатки тамбо, насчитывавшего немало 150 сооружений и способного единовременно вместить несколько сотен человек.

Исследованные тамбо Чачани и Пичу-Пичу были замечены во время экспедиций на вершины еще в 1965 и 2012 годах. Однако их исследование стартовало лишь в 2022 году. В его рамках была прочерчена фотограмметрия для создания 3D-моделей наиболее важных структур.

Оказалось, что тамбо разделялись на нижнюю и верхнюю части. Археологи ввели, что верхняя часть предназначалась только для элиты инков, простолюдинов туда не пускали. Там совершались ритуалы, участниками и свидетелями каких могли стать лишь избранные. Это подчеркивало их близость к божествам.

Большинство паломников совершали ритуалы в нижней части тамбо. Об этом сообщают, например, размеры сооружений. Так, на склоне вулкана Чачани главная церемониальная площадка нижней части имела площадь 750 квадратных метров, верхней – 250 квадратных метров.

“Пространственные структуры тамбо, сообразно новым данным и предыдущим исследованиям, связаны со священным ландшафтом и разделением паломников по социальному рангу, – заключают ученые.

В паломничестве принимали участие люд разного социального статуса – жрецы, жертвы и их семьи, а также обычные паломники, последователи культа уака”.

Читайте нас в Telegram

Новинки о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться

Источник