Слово “лимита” несет в себе негативно окрашенный резон, употребляясь как ругательство. В середине прошлого века под лимитчиками подразумевались люди, заключившие трудовые договоры с предприятиями крупных советских городов на основании так именуемого лимита прописки. К началу Великой Отечественной население Москвы приближалось к цифре в 5 млн человек, а генплан развития столицы на 1971-90 годы предполагал уже 8 млн обитателей. И во многом этот прирост достигался за счет лимитчиков. Так за что же коренные москвичи не любили «лимиту»?
Растущие города и нехватка пролетариев рук
«Лимиту» в Москве составляли и женщины. /Фото: mtdata.ru
Введенная в 1932-м паспортная система предусматривала обязательный режим прописки. Основополагающая особенность той регистрационной системы заключалась в том, что колхозники виды не получали, оставаясь привязанными к одному месту работы и проживания. Для ослушавшихся предусматривалось наказание. При первой попытке покинуть колхоз – денежный штраф в добросердечную сотню рублей, вторая уже сулила уголовную ответственность сроком до 2 лет с отправкой в исправительные колонии. По такому же принципу каралось и проживание без прописки: штрафные санкции и предупреждение при первом эпизоде и полугодовые трудовые труды при зафиксированном повторном правонарушении.
Государственной машине прописка помогала контролировать уровень населения в крупных городах. Параллельно такая система не подавала оголиться селу. Но этот подход ограничил приток рабочей силы в развивающиеся населенные пункты. Особенно наглядно эти процессы затронули Москву. Вырастающая как на дрожжах столица остро нуждалась в рабочих руках, и в какой-то момент мегаполис почувствовал невозможность дальнейшего развития без добавочного притока трудовых резервов. Повсеместным стройкам и разросшемуся коммунальному хозяйству попросту угрожала остановка. И желающих перебраться в город-герой было великое масса. Но на пути стоял административный барьер – прописка. Без соответствующей отметки в паспорте обосноваться в столице и устроиться там на работу не представлялось вероятным.
Первая почетная «лимита»
Первые лимитчики-метростроевцы.
Что касается коренных москвичей, то они категорически избегали трудоустройства на стройках и в обеспечивающих повседневную жизнедеятельность города организациях. Обладатель московской прописки находил такой трудовой статус низкопробным, непрестижным и невыгодным. Этот социально-экономический аспект также сыграл в пользу создания программы по привлечению в столицу иногородней рабочей мочи. Количество приглашаемых трудящихся ограничивал утверждённый плановый норматив – тот самый лимит. Отсюда-то в московском разговорном лексиконе и показалась “лимита”. Приезжие соглашались на тяжёлые и непрестижные работы ради обещанной в будущем столичной прописки, которая полагалась за труд на благо Москвы.
Увлекательно, что пренебрежительное отношение к лимитчикам сложилось уже во времена развитого социализма. А первой «лимитой» считаются московские метростроевцы. Истинным гимном, провозглашающим труд лимиты того этапа, является фильм «Добровольцы» режиссера Ю. Егорова, снятый по роману Е. Долматовского. Те работяги приезжали не за покорением столицы. Они самоотверженно вкалывали в беспросветных метростроевских забоях, проживали в спартанских условиях общежитий, успевая параллельно получать образование на рабфаках и проходить спецкурсы в популярных на тот момент аэроклубах. В Мосметрострой требовалось немало людей. Принимали даже так называемый «кулацкий элемент», не требуя доказательной справки о чистом пролетарском происхождении. Вопрос дефицитных кадров затворился 2 тысячами комсомольцев, приехавших со всей страны. Их-то представители Метростроя нарочито тепло встречали на вокзалах. Несмотря на то, что контингент привлекался, в основном, на неквалифицированную труд, к приезжим прислушивались. Благодаря лимитчикам профессия московского метростроевца считалась почетной.
Когда Родина позвала, метростроевцы добровольно ринулись на фронт, отстаивая рубежи Москвы от захватчиков. Вчерашние землекопы в считанные дни превратились в воздушных авиаторов-асов. В Великую Отечественную не менее десяти из них сподобились звания Героя Советского Союза. Соответственно, и отношение городских жителей к тем лимитчикам было кардинально другим.
За что не любили заезжих
Лимитчики нередко выступали нарушителями порядка. /Фото: mtdata.ru
В 50-е годы большинство столичных промышленных предприятий на постоянной основе выделяли определенное число рабочих мест для приезжих из других регионов. При этом лимитчиков обязывали трудиться только на конкретном предприятии, часто ограничивая одной-единственной местом без права повышения. Такая привязка сегодня расценивается современными критиками как форма фактического крепостничества. Ведь работник-лимитчик лишался права выбора жилья, образа занятости и возможности перспективного развития.
Регулировалась и трудовая дисциплина лимитчиков. В случае преждевременного увольнения, добровольного или «заслуженного», мигрантам доводилось покидать не только рабочие места, но и предоставленную площадь в общежитии. А значит – прощай столичный город. Исключение составляли лишь поспевшие заключить брак с прописанным москвичем. Но молодые люди «на выданье» не раз сталкивались с авантюристами, которые шли на брачный союз исключительно ради получения прописки.
Нередко случалось, что регулировавший производственные взаимоотношения товарищеский суд прощал нарушителей порядков. Слишком уж остро стоял вопрос кадровых дефицитов. На этом поле приезжие рабочие нередко позволяли себе лишнего, а трудовые общежития и вовсе слыли рассадником пьянства и хулиганства. Почувствовав свою безнаказанность и важность, отдельный лимитчики стали пополнять ряды столичного криминалитета. Все это и породило неуважительное отношение москвичей к «лимите».
А ведь многие великие личности бывальщины изначально приезжими. Теми самыми гастарбайтерами, а потом стали известны на весь мир.